По данным Blackwood, общий объем торговых площадей в Москве на 1 сентября 2008 года составил почти 4 млн. кв. м. Если исходить из данных Росстата, то на 1 тыс. человек в российской столице приходится порядка 400 кв.м. торговых площадей. При этом в среднем в европейских столицах этот показатель колеблется от 400 кв.м. до 600 кв.м. на тысячу человек. По мнению специалистов «Индикаторов рынка недвижимости», это означает, что столичный рынок торговой недвижимости вплотную приблизился к уровню своего насыщения.

Стоит отметить, что прирост торговых площадей российской столицы по итогам 8 месяцев 2008 года оказался на треть меньше, чем за тот же период годом ранее. И снижение темпов прироста, судя по всему, – долгосрочный тренд. Конечно, по некоторым оценкам, рынок торговой недвижимости Москвы продолжит свой рост еще 2-3 года, пока не достигнет уровня 500-600 кв. м на 1 тыс. человек. При этом многие исходят из того, что данные Росстата по численности населения занижены. В таком случае возможности для роста еще есть. Однако негативный эффект от таких оптимистичных прогнозов уже дает себя знать в регионах. Так, в Нижнем Новгороде, Казани и Екатеринбурге уже сейчас, по данным местных участников рынка, наблюдается снижение арендных ставок и даже закрытие некоторых торговых центров.

При этом до конца года в российской столице будет открыт еще 1 млн торговых площадей. Даже, если исходить из того, что в ближайшие 2 года объем вводимых торговых площадей будет сокращаться на треть, этого будет достаточно для того, чтобы на тысячу москвичей приходилось порядка 600 кв. м торговой недвижимости.

Стоит отметить, также, что о переизбытке торговой недвижимости в российской столице, еще в конце марта говорил мэр Москвы Юрий Лужков. Аналитический центр www.irn.ru, писал об этом в заметке «Москва насыщена торговлей». Московский градоначальник считает, что застройщикам необходимо переходить к новому торговому формату – магазинам «шаговой» доступности. При этом по оценкам Blackwood, в ближайшее время прирост торговых площадей будет осуществляться только за счет крупных форматов. Между тем Юрий Лужков однозначно дал понять, что большие торговые форматы можно будет возводить, только рядом с Московской кольцевой автодорогой (МКАД). Именно с этим связаны, скорее всего, ожидания Blackwood о снижении темпов прироста площадей.

В то же время число и объем площадок для строительства магазинов «шаговой» доступности внутри города московские власти ограничивать не только не будут, но даже будут способствовать их наращиванию. И если количество торговых площадей будет прирастать не только за счет крупных, но и за счет мелких объектов, то Москва может выйти на уровень 600 кв.м. на 1 тыс. человек уже в течение ближайшего года. При этом, как писали «Индикаторы рынка недвижимости» в статье «Рынок торговой недвижимости близок к стагнации» и заметке «Лидер рынка продает свой бизнес», российский уровень и культура потребления далеки от европейских, а на фоне растущей инфляции они еще и снижаются. Таким образом, можно со всей основательностью говорить, что стагнация на рынке торговой недвижимости уже «на пороге».