Правительству Москвы потребуется ежегодно тратить до 3% бюджетных средств, предназначенных на адресные целевые программы строительства ближайших лет, просто для того, чтобы осознать: а что и в каком порядке нужно строить. А самое главное – как сделать, чтобы вместо одного не построили другое. То ли по причине нестыковок и накладок, то ли по причине банальной коррупции, подсчитали и отметили специалисты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости».

Вчера, 27 сентября, правительство Москвы утвердило госпрограмму «Градостроительная политика» на 2012 - 2016 гг. «Общий объем финансирования программы составит 63,6 млрд руб.», – сообщил на заседании руководитель департамента градостроительной политики Сергей Левкин.

Для сравнения
После поправок в бюджет адресная инвестпрограмма Москвы 2011 г. сокращается на 21 млрд руб. Ее объем в итоге составит 354,2 млрд руб. в этом году. Зато потом планируется резкое увеличение трат. Согласно постановлению № 388-ПП «Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2012 - 2014 гг.» от 26 августа 2011 г., утверждено финансирование в объемах:

  • в 2012 г. в сумме 443 922 997 000 руб.;
  • в 2013 г. в сумме 460 074 516 500 руб.;
  • в 2014 г. в сумме 487 126 398 400 руб.

Не стоит сейчас рассуждать, откуда изыщутся средства на столь серьезный рост вложений в капитальное строительство, когда положение на рынках если не вселяет панику, то внушает неуверенность (см. «Руководитель IRN.RU: снижение числа сделок с жильем в августе на 12% - не повод для паники»; «Руководитель IRN.RU: от небольших колебаний на финансовых рынках недвижимость выиграет»). Важно другое.

Разнообразие государственных и городских программ («Жилище», образовательную, здравоохранения, развития инженерии и ЖКХ и т.д.) оказалось настолько велико, что они перестали соответствовать друг другу. Поэтому пришлось создавать новую программу, которая смогла бы скоординировать их в единую градостроительную политику.

Однако, ставя задачу по созданию этой программы в марте 2011 г., мэр Москвы Сергей Собянин на коллегии стройкомплекса обратил особое внимание на разработку такой программы, которая максимально была бы не подвержена коррупции (хотя самого слова не произнес). Он сказал следующее (цитируется по официальной стенограмме).

«…Мы [не] собираемся сворачивать строительную деятельность, наоборот, предстоит построить немало, но по-другому — решая задачи гармоничного развития города. В этой связи крайне важной задачей остается ликвидация избыточных административных барьеров в строительстве. Действующие в этой схеме правила игры чрезвычайно запутаны. В результате происходит торможение именно тех проектов, которые в первую очередь нужны для города. В городе появляются все новые офисные и торговые центры, но при этом крайне сложно привлекать инвесторов для развития транспортной, инженерной инфраструктуры, строительства гостиниц, объектов спорта и досуга, медицинских центров. Поэтому должна быть построена прозрачная схема отношений власти и бизнеса в сфере строительства. Что мы делаем в этом направлении? Во-первых, для наведения порядка планируется исключить избыточное согласование, освободить инвесторов от сбора ненужных документов. Разумеется, это потребует создания системы информационного взаимодействия между органами государственной власти, различного рода департаментами, держателями информации о земельных ресурсах города и режиме их использования».

«…Третье — это изменение порядка выдачи градостроительного плана земельного участка. Градостроительный план должен стать максимально конкретным документом. Главное его содержание должно соответствовать интересам города в первую очередь, а не только исключительно пожеланиям инвестора. Разработку так называемых ГПЗУ полностью возьмут на себя органы исполнительной власти. Никакой платы с инвестора за получение этого документа взиматься не будет».

Из 10 включенных подпрограмм эти темы затрагивают сразу несколько. Увы, настораживает, что довольно конкретные поручения мэра оказались весьма размыты между ними. Интересующиеся могут судить сами или пропустить.

Заметки на полях
Понятно, что тема новых территорий Москвы, возникшая после известного заявления президента РФ Дмитрия Медведева, во многом затенила главные тезисы задачи градостроительной программы. Однако, если не справиться с коррупцией и административными барьерами, никакие самые светлые и прекрасные генпланы районов и территорий не будут реализованы. Они просто останутся на бумаге.

Государственный, в данном случае городской, подход к проблеме Сергея Собянина в марте очень верен сам по себе. Действительно, строятся бизнес- и торговые центры, а мест для гостиниц не хватает. Как не хватает инвесторов для инженерии и транспорта…

Но, как считают аналитики www.irn.ru, это потому, что не хватает связующего звена между логикой городского подхода и экономического стимулирования. Сводится который к политической воле и обычной честности. Fair play, как любят говорить англичане. Нужно жестко установить правила игры.

Вот на этой площадке нужно построить больницу. Устраиваем аукцион на подряд. Но если выиграл и не построил в срок – заплатишь такие штрафы, что по миру пойдешь. И четко обозначить: даже не думай, что больницу тебе удастся потом перепрофилировать в лечебно-релаксационный центр для страдающих мигренями с ароматическими ванными, массажистками и парной. Вот это и будет борьба с коррупцией. А если такое согласование изменения целевого назначения кто-то подпишет…

В демократической Италии, кое-каких других странах уже отменена презумпция невиновности по делам о коррупции. Не смог объяснить чиновник происхождение дохода, на который купил дом или машину – виновен. С конфискацией, обязательно. На жену записал – ее тоже посадили, а имущество все равно отобрали. А как после жить будешь? И в моральном, и в материальном смысле? Да и жена следующего уже не согласится на роль подставного лица.

Нельзя забывать древний и самый важный закон. «Каждое правило должно играть в две стороны». Не оплатило правительство работы в срок – штрафы не меньше. И персональная ответственность чиновников не меньше. Не «девять лет условно» (верх цинизма) за растрату миллионов реальных долларов. А то получается другой английский принцип: «Джентльмен хозяин своего слова, как дал, так и взял обратно».

Когда только первые ласточки щебетали о начинающемся «деле ЮКОСа», автор этой статьи просидел до двух ночи в кабинете высокопоставленного чиновника тогдашнего Минтопэнерго. Он жаловался, как нефтяники отправили несколько танкеров на экспорт, хотя было введено экспортное эмбарго. На самом деле просто в таможенную службу телеграмма о продлении эмбарго (ее нужно было повторять не то каждый день, не то каждую неделю) поступила с опозданием на пару часов. За это время корабли успели выйти в море – приказа о продлении нет, что не запрещено законом, то разрешено. Логика чиновника была проста: «Жулики, воспользовались!». А вопрос-то в другом. Почему телеграмма поступила не вовремя? С точки зрения чиновника – техническая накладка. А вот журналисту видятся два иных ответа. Либо взятка (задержали специально), либо преступная халатность, повлекшая ущерб в миллионы долларов для бюджета. И то, и другое – статья УК. Серьезная. Для кого – неясно. Но вот почему потом ни одного сообщения о хотя бы служебном расследовании не было? И чиновник даже об этих вариантах не задумался? Или сделал вид, что не задумался? Или просто это в порядке вещей для него? За державу, честно сказать, обидно.

Комментарии участников
Однако разговор экспертов на заседании правительства Москвы больше свелся к задачам по расширению столицы.

По мнению генерального директора научно-проектного центра «Развитие города» Леонида Киевского, «концептуально программа выдержана в духе Центра ООН по населенным пунктам и программных документов, принятых в свое время в Ванкувере, затем в Рио-де-Жанейро на саммите тысячелетия. Эти документы предусматривают устойчивое развитие городов, широкое вовлечение граждан в подготовку и реализацию градостроительных решений, устранение административных барьеров. Все эти позиции в программе нашли отражение».

«В программе предусмотрена разработка комплексного плана работ по присоединяемым территориям. Но, хочу особо подчеркнуть, это не подменяет решения проблем сложившегося города, это несколько другой круг вопросов. Вот эти мероприятия по присоединяемым территориям будут развернуты в самостоятельные подпрограммы, а может быть, даже и в целом в общегородскую программу. Но вопросы города сегодняшнего решаются в программе «Градостроительная политика» и получили там достаточно детальное развитие», – считает Киевский.

«Для города было бы на порядок сложнее жить и развиваться, если бы мы не создавали таких механизмов координации, – заметил мэр Сергей Собянин, – поэтому мы обречены на то, чтобы такая программа функционировала и весь градостроительный комплекс Москвы функционировал как единый механизм, а не как отдельные части, самостоятельно двигающиеся в неизвестном направлении».

Владимир Коротаев, руководитель проектного объединения комплексного градостроительного развития городских территорий ГУП «НИиПИ Генплана Москвы», отметил, что особенно в свете будущего присоединения к Москве новых территорий необходимо дополнительно продумать координацию работ с федеральными властями.

«Программа развития Центрального федерального округа потребует корректировки, – сказал он. – Явно транспортная концепция Центральной части России потребует корректировки с учетом обходов магистралей Москвы, с учетом размещения логистических центров, с учетом мест приложений труда. Я думаю, очень правильно поставлена задача формирования задач на федеральном уровне и, безусловно, это задача не только взаимодействия Москвы и федерального уровня, а взаимодействия трех уровней — федерального, регионального и московского».

Кроме того, Коротаев сделал образное сравнение: «взаимосвязанное развитие Москвы и Московской области – не хочу сказать, что это лозунг, но в то же время это непростая задача, где финансовые ресурсы? Условно говоря, есть такая программа разработки в 3D, а на самом деле [нужно] 5D, где увязано трехмерное воспроизведение строительства этих объектов с деньгами и со сроками».

Привычные заботы об источниках финансирования опять как-то вытеснили проблему взаимодействия власти с бизнесом, ликвидации административных препон на задний план.   


Сергей Жарков, главный редактор портала www.irn.ru


Выдержка из доклада Сергея Левкина (цитируется по официальной стенограмме)

«Первое — это разработка основных положений градостроительной политики и обеспечение на их основе взаимоувязки разработки и реализации государственных программ. Для финансирования этой подпрограммы предусмотрено 8,9 млрд руб.

Второе — это взаимосвязанное развитие Москвы и Московской области. Общий объем финансирования на эту подпрограмму составляет чуть больше 6 млрд, в том числе на создание объектов ритуального значения 2,7 млрд руб.

Третье — это комплексное обустройство исторического центра, реконструкция, реновация, реорганизация городских территорий, комплексная городская застройка периферии города. На реализацию этой подпрограммы предусматривается почти 27 млрд руб. и основные средства в этой части — заложена подготовка земельных участков для выставления на инвестиционные торги.

Четвертое — разработка экономических механизмов реализации градостроительной политики для создания благоприятного инвестиционного климата. Общий объем предусматривает чуть больше 1 млрд руб., считаю это очень важной подпрограммой в составе программы.

Пятое — нормативно-правовое и нормативно-техническое обеспечение градостроительной деятельности, включая мероприятия по снижению административных барьеров. Предусмотренный объем финансирования почти 3,5 млрд руб.

Шестая — совершенствование системы планирования градостроительной деятельности и архитектурно-строительного проектирования в городе Москве. Это все, что связано с разработкой необходимых документов территориального планирования, градостроительного зонирования, проектов планировки, отраслевых и других документов. Общий объем почти 9 млрд руб.

Седьмая подпрограмма — обеспечение инвестиционного развития строительного комплекса. Главное здесь создание геологических и стимулирующих программ развития нашей стройиндустрии в Москве. Общий объем финансирования чуть больше 1 млрд руб.

Восьмая — научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение градодеятельности. В этой подпрограмме считаю главным создание аналитического центра комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы. На финансирование предусмотрено 3,8 млрд руб.

Девятая важнейшая подпрограмма — это развитие единого геоинформационного пространства города Москвы. Оно сегодня имеется, требуется его доработка, совершенствование и поддержание в актуальном состоянии для решения всех градостроительных задач в городе.

И десятая подпрограмма — это подготовка инфраструктуры для проведения в Москве спортивных соревнований мирового уровня, включая чемпионат мира по футболу 2018 г. В подпрограмму заложены пока деньги только внебюджетного финансирования в размере почти 41 млрд руб., бюджетное финансирование будет рассмотрено в процессе разработки градостроительных и проектных документов».