Вопрос о высокой концентрации офисных помещений на западе столицы уже давно стал избитым. По всей видимости, во время сложной экономической ситуации правительство Москвы решило пересмотреть свою политику в этом вопросе. Оно решило возводить очередной бизнес-район уже не на западе, а на севере города. При прочих равных такая идея вполне оправдана. Однако сейчас, по мнению аналитического центра www.irn.ru, в сложившемся положении на московском рынке офисов новый деловой район вряд ли будет востребован со стороны инвесторов, по крайней мере, в ближайшие год-два. И если у правительства Москвы есть дополнительные средства для строительства нового делового района, было бы логичнее их направить на завершение строительства Москва-Сити в его первоначальном объеме.

В середине октября главный архитектор Москвы Александр Кузьмин сообщил на пресс-конференции, что правительство Москвы приняло решение о строительстве в Северном административном округе, в Головинском районе, около платформы «НАТИ» Октябрьской железной дороги крупного делового центра, похожего на «Москва-Сити». «На севере Москвы, на существующей Октябрьской железной дороге есть платформа «НАТИ» и мы хотим сделать возле нее нечто похожее на «Москва-Сити» – деловой центр севера, – цитирует Александра Кузьмина ИА «Интерфакс». – Недалеко от этого места проходит малое кольцо железной дороги, которое впоследствии станет пассажирским. Таким образом, там будет крупный транспортно-пересадочный узел и большой деловой центр».

При этом главный архитектор Москвы подчеркнул, что новый бизнес-район будет похож на Москва-Сити по функциональности, но не по этажности. Стоит отметить, что в районе платформы «НАТИ» подходящая под застройку площадь, то есть нежилые кварталы, составляет около 4 кв. км, тогда как в районе Москва-Сити (даже с учетом площадей, выделенных под застройку Москва-Сити-2) предполагаемая общая площадь застройки составляет примерно 2 кв. км. Таким образом, московские власти могут с лихвой компенсировать недостаток этажности расширением площади застройки и на выходе получить как минимум одинаковый объем строительства. В этом смысле, правительство Москвы следует логике разгрузки запада Москвы, начиная осваивать и другие направления.

О проблеме перегруженности западного направления аналитический центр www.irn.ru писал в заметке «Названо место для Сити-2». Однако, когда правительство Москвы запланировало строительство Москва-Сити-2, речь шла о том, что район Москва-Сити будет полностью сдан в строй в 2009 году. И предполагалось, что к моменту завершения строительства первого делового района столицы офисы в Москве будут в дефиците. В этом смысле планировать новую офисную зону на тот момент было вполне логично. Однако сейчас уже ясно, что достроить Москва-Сити до конца 2009 года вряд ли возможно. Кроме того, нехватка офисов в Москве на данный момент уже вовсе не наблюдается, наоборот – по данным того же Cushman&Wakefield Stiles&Riabokobylko, порядка 30% офисных помещений сейчас простаивает.

На этом фоне затевать строительство еще одного, по сути, уже третьего делового района, как-то не очень обосновано. Сторонних инвесторов подобные проекты сейчас не очень-то привлекают. Это видно из решения столичного правительства о дальнейшей судьбе недостроенных объектов на территории Москва-Сити, о чем аналитический центр www.irn.ru писал в заметке «Чем закончится история с башней «Россия».

Если же у правительства Москвы появились дополнительные средства, которые оно планирует направить на реализацию строительства бизнес-района около платформы «НАТИ», то было бы логичнее, по мнению сотрудников компании «Индикаторы рынка недвижимости», направить их на завершение строительства Москва-Сити, и не держать замороженными некоторые из объектов этого района Москвы. Ведь завершить начатое всегда проще, чем затевать проект «с нуля». Иначе вполне может возникнуть ситуация, когда и старый, и новый проекты окажутся замороженными.