Правительство Москвы признало существование острой проблемы с подъездом и парковками вблизи ММДЦ «Москва-Сити», отмечают специалисты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости». По их мнению, чтобы сохранить привлекательность делового центра для инвесторов и арендаторов, чиновникам приходится притормаживать развитие некоторых проектов.

На недавнем заседании общественного совета при мэре Москвы столичный градоначальник Юрий Лужков отложил строительство 57-этажного небоскреба в «Москва-Сити». Речь идет о башне в форме изломанного цилиндра, площадь которой составляет 176 тыс. кв.м. Комплекс планируется строить на участке №20, расположенном в северо-восточной части делового центра. Девелопером проекта выступает ОАО «Сити», подконтрольное структурам Олега Дерипаски.

Свой отказ утвердить проект Юрий Лужков мотивировал тем, что пока не проработаны вопросы организации подъездов к деловому центру. «Мы воздержимся до тех пор, пока не дадут обоснованной оценки того, как будет складываться ситуация. Одна четвертая часть элементов «Сити» еще не загружена, но уже есть проблемы подъехать, - сказал Юрий Лужков. - Мы можем получить очень-очень плотный режим движения, особенно когда в «Сити» будет начинаться работа, и когда люди будут возвращаться домой».

Таким образом, Юрий Лужков признал существование проблемы, о которой начали говорить еще два-три года назад – гаражи и паркинги, а точнее их острая нехватка вблизи ММДЦ. Это подтверждается и статистикой и практикой. На дорогах рядом с деловым центром регулярно образуются пробки. А острая нехватка парковочных мест приводит к тому, что автомобили офисных сотрудников выстраиваются по краям дорог в несколько рядов.

Согласно требованиям, разработанным представителями так называемой «большой пятерки» (пятью крупнейшими брокерами в сегменте «коммерческая недвижимость»: Jones Lang LaSalle, Cushman & Wakefield/Stiles & Riabokobylko, Colliers International, CB Richard Ellis Noble Gibbons и Knight Frank), в офисной недвижимости класса А в пределах третьего транспортного кольца на одно машиноместо должно приходиться не более 70-80 кв.м. офисных площадей. В большинстве башен, которые должны появиться на территории «Москвы-Сити», это требование не соблюдается. Как правило, одно машиноместо в них приходится на 90-200 кв.м площади. А в башне, проект которой был отклонен Юрий Лужковым, даже если учитывать только полезную офисную площадь и не учитывать гостиничную и развлекательную зону, на одно машиноместо придется 171,5 кв.м площади.

В то же время считается, что в качественных офисах один сотрудник занимает не менее 8-10 кв.м полезной площади. Таким образом, при учете этого критерия получается, что на парковочное место в своем бизнес-центре может рассчитывать в лучшем случае каждый десятый сотрудник «Москва-Сити». Облегчить ситуацию могло бы строительство автостоянки примерно на 4 тыс. машиномест, которое планируется на территории ММДЦ. Однако ее строительство не начиналось, а сам проект уже несколько лет находится на начальной стадии реализации, то есть на стадии разработки документации.

Пока не предвещается ничего, что могло бы кардинально улучшить ситуацию с пробками и парковками. А по мере того, как в эксплуатацию будут вводиться новые бизнес-центры, ситуация может только ухудшаться. И от этого могут проиграть все: ставки аренды в Сити уже упали на 20-50%, а из-за сложностей с подъездом они могут продолжать падение, что сделает дальнейшую реализацию проектов в ММДЦ нерентабельной. Постоянные пробки в деловом районе Москвы, который позиционируется как «район XXI века», негативно скажутся на имидже города как европейской бизнес-столицы и, в частности, на имидже столичного правительства.

Похоже, кризис заставил столичных чиновников обратить внимание и на крупнейший деловой район России. «На примере его развития, как и на примере многих других проектов и отраслей, можно сделать вывод: нужно не только стремиться к максимальному количеству (в данном случае площадей), но и учитывать, как это может отразиться на качестве, - отмечают в www.irn.ru. - В противном случае количество может сильно снизить капитализацию объекта».

До кризиса у руководства бурно развивающейся Москвы, когда недвижимость и цены на нее были на взлете, практически не было возможностей убедиться в верности этого тезиса. Сейчас, похоже, ситуация начинает меняться. И желание Юрия Лужкова притормозить развитие отдельных проектов в ММДЦ «Москва-Сити» можно расценивать как тому подтверждение, считают в www.irn.ru.