Недавно глава государственного унитарного предприятия (ГУП) «Московский метрополитен» Дмитрий Гаев сообщил, что московское метро может быть акционировано. Учитывая, что буквально за несколько дней до этого правительство России объявило о передаче всех перегруженных дорог в частное управление, логично предположить, что и подземный транспорт подвергнется разгосударствлению. При этом в отличие от обычных дорог метро вполне может быть высокорентабельным предприятием. В итоге, по оценке аналитического центра www.irn.ru, акционирование московского метро приведет к ускорению его развития и тем самым может разгрузить наземные трассы города.

О том, что правительство России передает перегруженные федеральные трассы в управление частным компаниям «Индикаторы рынка недвижимости» писали в заметке «Все дороги в Москве могут стать платными». При этом московский метрополитен тоже в значительной степени перегружен. По оценкам Министерства транспорта России для его нормального функционирования необходимо построить еще 100 км путей. Правительство Москвы ежегодно вкладывает в его развитие порядка 50 млрд. руб. Но для того, чтобы не «латать дыры» а работать «на вырост», необходимо, по оценкам правительства Москвы, вкладывать в строительство новых путей вдвое больше. Именно поэтому правительство Москвы давно предлагает федералам инвестировать в развитие столичной подземки на паритетных началах.

Однако до недавнего времени федеральный центр не мог предложить Москве на эти цели сумму больше, чем 20 млрд руб. А на фоне финансового кризиса вполне можно ожидать, что и ее сиквестируют. При этом и администрация Москвы недавно объявила, что сокращает бюджет на следующий год. Логично предположить, что под это сокращение попадут и инвестиции в развитие московского метро. На этом фоне вполне прагматически осмысленно звучит заявление Дмитрия Гаева, которое он сделал в интервью «Независимой газете», о том, что московский метрополитен может быть акционирован. В качестве примера глава московского метрополитена привел гонконгскую подземку, акции которой обращаются на бирже.

В отличие от остальных сегментов рынка перспективы инвестиций в это предприятие могут быть только положительными. Ведь по данным Дмитрия Гаева, себестоимость проезда в метро составляет порядка 13 руб. Между тем, исходя из годового отчета за 2007 год ГУП «Московский метрополитен» в среднем даже учетом льготников за проезд пассажир платил порядка 15 руб. А если без их учета, то порядка 16 руб. Таким образом, рентабельность данного предприятия просчитать очень легко. На фоне полного отсутствия каких бы то ни было идей относительно прибыльных инвестиций акционирование московского метрополитена выглядит очень привлекательно.

И по оценкам аналитического центра www.irn.ru, вполне можно ожидать, что за счет его частичной приватизации проблема нехватки средств для строительства новых линий будет полностью решена. Достаточно сказать, что капитализация гонконгского метрополитена составляет порядка $150 млрд, а протяженность его линий вполне сопоставима с московским. У гонконгского она составляет около 220 км, а у московского – около 290 км. Таким образом, за приватизацию 10% акций московского метрополитена вполне можно получить порядка $15 млрд или около 400 млрд руб. При этом правительство Москвы планировало до 2015 года инвестировать в развитие московского метрополитена порядка 370 млрд руб. В итоге, не «бодаясь» с федеральным правительством за паритетное финансирование строительства московской подземки, на это администрация Москвы легко может привлечь деньги частных инвесторов.

Единственный аргумент, который может, казалось бы, застопорить эту идею, – то, что у частных инвесторов сейчас из-за кризиса денег нет. Однако этот аргумент ошибочен. Деньги есть. Достаточно сказать, что только остатки средств кредитных организаций на счетах Банка России составляют около 600 млрд руб. или порядка $22 млрд. И это не говоря об остатках средств предприятий на счетах коммерческих банков. Деньги для инвестиций есть, но инвесторы боятся вкладывать. Ведь возврат инвестиций в большинство секторов экономики стоит под вопросом. Между тем, в случае покупки акций московского метрополитена такого рода вопросы вряд ли возникнут. Народ всегда пользовался и будет пользоваться метро. Это для большинства москвичей такая же насущная потребность, как покупка хлеба. Кроме того, на фоне кризиса число пассажиров метро может возрасти. Так как для многих станет не по карману поездка на машине. Таким образом, на данном этапе развития частичная приватизация московского метро, по оценкам аналитического центра www.irn.ru, выглядит очень выгодным инструментом его развития.