Как и писал аналитический центр www.irn.ru в статье «Российские автодороги могут акционировать», в управление компаниям, которые будут заниматься платными дорогами, передадут придорожные земельные участки. Именно за счет этого реконструкция таких дорог может оказаться прибыльной. Однако на удивление передавать в управление частным компаниям будут не новые дороги, а старые перегруженные трассы. По оценкам «Индикаторов рынка недвижимости», это в ближайшее время, скорее всего, не только не приведет к сокращению числа «пробок», но наоборот, увеличит их число.

Вице-премьер Сергей Иванов сообщил в понедельник, 17 ноября 2008 года, на заседании президиума правительства, что госкомпания «Росавтодор», которая будет заниматься решением в России дорожной проблемы, будет создана в первой половине 2009 года. По словам министра транспорта Игоря Левитина, на этой неделе законопроект по созданию этой компании будет передан в Госдуму. При этом, прежде всего, «Росавтодору» будут переданы дороги, работающие с перегрузкой. «Это нужно для привлечения внебюджетных инвестиций, которые повысят пропускную способность трасс, – пояснил министр транспорта. – В основном с перегрузкой работают международные транспортные коридоры». Получается, что внебюджетные средства будут привлекаться только после того, как компании, которым поручат управление перегруженными дорогами, получат прибыль. В итоге, реконструировать перегруженные дороги будут не за счет инвесторов, а за счет проезжающих по ним автомобилистов. На этом фоне тем более выглядит удивительным сообщение, что управляющим компаниям передают в управление также и придорожные земли. Обычно это делается, чтобы сократить издержки по строительству новых дорог и сократить время окупаемости. Но это обычно делается, если инвестор вкладывает свои средства, а в данном случае он будет пользоваться средствами автомобилистов.

При этом стоит иметь в виду, что реконструкция дороги обычно приводит к сужению трассы и как следствие к увеличению «пробок». И даже если допустить, что инвесторы станут вкладывать свои средства еще до того, как получат необходимые для этого средства от автомобилистов, число и размеры «пробок» в России только увеличатся. В то же время стоит иметь в виду, что большинство «пробок» в России, как, впрочем, и в остальном мире, сосредоточены рядом с крупными городами и внутри них. Получается, что все перегруженные трассы станут платными. Ожидать, что все автомобилисты будут готовы платить за проезд, вряд ли приходиться. Достаточно сказать, что плата за проезд предполагается на уровне 4 руб. за 1 км. Водителей легковых авто, у которых уходит в среднем не более 2 руб. на 1 км дороги, такая плата заставит задуматься. В итоге, конечно, часть из них будет искать пути объезда. Это, естественно, нивелирует возможное увеличение размера пробок. Но за счет того, что большое число автолюбителей будет искать пути объезда «пробок», их число, скорее всего, возрастет. Между тем, большинство московских дорог – это международные транспортные коридоры, и если все перегруженные дороги делать платными, то в скором времени может оказаться, что все дороги в Москве следует сделать платными.

Как уже писали «Индикаторы рынка недвижимости» в статье «Платные дороги спасут инвесторов», идея платных дорог оправдывает себя на длинных отрезках. В то же время, «пробки» на междугородних трассах обычно бывают реже. Проблема в другом. Зачастую эти самые междугородние федеральные трассы существуют только на бумаге. Кроме того, в России тотальная нехватка трасс. Поэтому в любом случае, даже если говорить о пригородных и городских трассах, аналитический центр www.irn.ru считает более правильным строить новые трассы и делать их платными, а не запруживать и без того, перегруженные старые.