Правительство Москвы намерено построить жилые дома на территории за Киевским, Савеловским и Рижским вокзалами. При этом зачастую жилье будет располагаться не только в близи, но даже над железнодорожными путями. По оценкам «Индикаторов рынка недвижимости», строительство жилья на таких участках нецелесообразно.

Проблема, прежде всего в том, что движение по железнодорожным путям будет сохранено. Ранее предполагалось вывести за пределы МКАДа вокзалы и все их структуры полностью. Однако теперь правительство Москвы отказалось от этой идеи. Выводить будут только товарные сервисы. Так, по словам первого заместителя мэра Москвы Владимира Ресина, «уже в этом году Рижская товарная станция будет выведена за пределы столицы». Все пассажирские перевозки по железной дороге в центре Москвы будут сохранены. Но отказываться от идеи застройки 150 га железных дорого жильем и офисами правительство Москвы не намерено. «Использование части территории ОАО «РЖД» в интересах Москвы - 150 гектаров - начнется уже в 2009 году. Пилотными проектами будут, скорее всего, два: один - в районе Рижского вокзала, второй проект - территория за Киевским вокзалом», - рассказал РИА Новости вице-президент ОАО «РЖД» Олег Тони.

При этом около Киевского и Рижского вокзалов планируется в ближайшие годы построить, прежде всего, жилые дома. Так, в районе Рижского вокзала на участке 36 га помимо гостиничного комплекса и общественных зданий возведут жилые новостройки. При этом, историческое здание вокзала и функция самого вокзала будут сохранены. Для строительства жилья на территории Рижского вокзала закроют грузовой двор. Значительная масса жилья будет построена также в районе станции «Москва товарная Рижская», как сообщил «Интерфаксу» Владимир Ресин.

Второй проект предполагает строительство за Киевским вокзалом. Здесь построят жилищно-офисный комплекс общей площадью более 2 млн. кв. метров. Комплекс разместится прямо над железной дорогой. Кроме того, 300 тыс. кв.м. жилья будет возведено в районе Савеловского вокзала, по адресу ул. Сущевский вал, д.1.

По оценкам аналитического центра www.irn.ru, строительство жилья рядом с территорией железной дороги, и тем более над ней будет связано со значимой проблемой – шумоизоляцией. Наличие шума в близи от потенциального жилья жители Москвы расценивают как один главных негативных аспектов, который заставляет их отказать от покупки такой квартиры. При этом шум от метро или железной дороги оценивается специалистами как экологически наиболее вредный. Насколько нелегко решить эту проблему видно из истории строительства легкого метров Бутово. Цены на квартиры вблизи метротрассы после введения ее в действие упали на 20% несмотря на возведение шумоизоляционных щитов и снабжение всех жителей в обязательном порядке звукоизоляционными окнами.

Несмотря на явный дефицит площадок для строительства жилья, по оценкам компании «Индикаторы рынка недвижимости», рядом с железнодорожными путями и над ними строить жилье не следует, более эффективно отдать эти территории под строительство гостиниц и офисов.