Вчера на заседании правительства Московской области самое громкое впечатление произвел проект установления платы (госпошлины) за перевод земель из сельскохозяйственных в другую категорию в размере 30% от кадастровой стоимости. Однако намного важнее оценить инициативы правительства Подмосковья в комплексе.

Например, гораздо большее влияние на ситуацию на рынке может оказать одновременное предложение по увеличению ставки налогообложения неиспользуемых земель в 10 раз, считают специалисты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU».

Госпошлина в размере 30% от кадастровой стоимости участков за официальный перевод земель из одной категории в другую направлена не столько на развитие рынка, сколько на борьбу с коррупцией. По крайней мере, такую мысль формулировал Сергей Шойгу на недавнем совещании в Химках. Денежные потоки из карманов нечистоплотных чиновников должны быть переведены в бюджет субъекта Федерации (подробнее см. статью «Земля в Подмосковье: коррупционное непаханое поле»).

Другая цель такого шага – атака на лендлордов, накупивших земли впрок и, никак не используя, выжидающих момента перевести их в категории, позволяющие строить там жилье или другие объекты. Чаще всего это как раз и делается с помощью взяток. Цена земли при этом возрастает многократно, и участки оказываются предметом прибыльной спекуляции.

Но подобная акция мало что могла бы дать без второго – главного шага. Таким стало предложение в 10 раз увеличить ставку налога на неиспользуемые сельхозземли.

«Есть одна инициатива, связанная с использованием сельскохозяйственных земель, – заявил председатель правительства Подмосковья Андрей Шаров на заседании правительства во вторник. – Речь идет об увеличении ставки налогов с неиспользуемых сельскохозяйственных угодий в 10 раз – с 0,3% до 3% кадастровой стоимости участка. И соответственно увеличение штрафов для юридических лиц за неиспользование земель сельхозназначения с 80 000 - 100 000 руб. до 1 млн рублей».

По его словам, если такое решение будет принято, то необходимо будет внести изменения в Налоговый кодекс РФ и в КоАП. «Мы создадим и экономический, и административный стимул введения в хозяйственный оборот сельхозземель», – отметил Шаров. Он дал поручение в двухнедельный срок подготовить законопроект, чтобы к возвращению Мособлдумы с каникул эти инициативы были оформлены.

Это уже серьезно. Если стоимость содержания простаивающих земель за счет налоговых выплат вдруг вырастет с не очень заметных в общем обороте сумм десятикратно, затраты болезненно ударят по бюджетам лендлордов.

Вот здесь и может начаться самое интересное.

Самые богатые землевладельцы попытаются пересидеть «смутный период» в расчете «решить вопрос» потом, когда все успокоится. Такая тактика может оправдаться, если она подкреплена давней стратегией, прочной финансовой базой и способностью к креативу. Например, можно поставить пару конюшен и объявить несколько тысяч гектаров пастбищем для лошадей. Даже что-то заработать на этом, наверное, можно.

Менее обеспеченные или дальновидные лендлорды могут попытаться ускорить процесс перевода земель в нужную категорию. Тут-то и захлопнется ловушка, подготовленная правительством Подмосковья. Мало того, что сейчас никто даже из самых коррумпированных, но обладающих чувством самосохранения чиновников не рискнет всерьез лоббировать чьи-то интересы. Накладываются еще и формальные ограничения.

«Власти региона намерены проводить крайне консервативную политику об изменении категории, – заявил заместитель председателя правительства области Дмитрий Куракин. – Пока мы ни одного вопроса на правительство не вынесли с мая. Я считаю, что в сентябре начнем такие вопросы выносить после того, как будет создана земельно-имущественная межведомственная комиссия». Создание такой комиссии находится на финишной стадии, сказал он, и, по его прогнозам, в основном в переводе земель будет отказано.

Конечно, в словах Куракина присутствовала оговорка: «в основном». Никто никогда не узнает, сколько земель под нее подпадет.

Но есть и третий шаг, который не стоит оставлять без внимания.

Власти Подмосковья хотят приостановить в регионе продажу федеральных земельных участков до тех пор, пока не будет создан межведомственный орган, согласующий развитие этих территорий, сообщил Дмитрий Куракин. «Пока не будет принято решение либо о создании межведомственного рабочего органа, согласующего проекты распорядительных решений, либо не будет принято решение о передаче федеральных земель в собственность Московской области, чтобы мы сами могли этими земельными участками распоряжаться в интересах области. Мы должны приостановить те торги, которые сегодня намечены. В основном это касается Минобороны, потому что Росимущество таких торгов в последнее время не проводит», – сказал зампред правительства.

Интересно, что такая инициатива Московской области последовала вскоре после того, как глава правительства России Дмитрий Медведев призвал к ускоренной приватизации земли. «Землю в оборот вовлекать надо, но приватизация отнюдь этого не гарантирует. Скорее наоборот: судя по опыту Подмосковья, массовая передача земель в частные руки способствует формированию латифундий и спекуляции земельными участками, что в конечном итоге приводит к росту цен на жилье», – так прокомментировал руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» Олег Репченко инициативу премьера Дмитрия Медведева (см. «Руководитель IRN.RU: вовлекать землю в оборот целесообразнее налогами, а не приватизацией»).

По словам Дмитрия Куракина, возникает вопрос: можно ли разумно распоряжаться этими земельными участками, допуская практически без особых ограничений их застройку в отсутствие документов территориального планирования, а также в отсутствие генплана Московской области.

По словам Куракина, это инициатива правительства Московской области, с которой губернатор обратился к президенту и нашел поддержку. Слова «нашел поддержку» – это знак.

Все, ловушка захлопнулась.