Реклама
42
(42 сегодня)

Семейную ипотеку, скорее всего, «порежут»

Она создает инфляционные риски. Но дело не только в этом

На фоне жесткой денежно-кредитной политики, направленной на обуздание инфляции, российский рынок кредитования стремительно сокращается. Центральному банку удалось существенно «прикрутить» выдачу займов. Ведь именно кредиты, позволяющие тратить еще не заработанные деньги, являются одним из инфляционных драйверов. Существенное сокращение наблюдается почти во всех сегментах кредитования, кроме ипотеки, где выдачи поддерживают льготные госпрограммы. Она – следующая.

Так, по данным Frank RG, которые обнародовал РБК, объем кредитования в 2025 году рухнул до шестилетнего минимума. Российские банки подписали с физическими лицами 27,5 млн кредитных договоров на 9,89 трлн руб. По сравнению с 2024 годом объем предоставленных кредитов сократился на 25,6% (минимум за последние шесть лет, в 2019-м аналогичный показатель составлял 9,2 трлн руб.). В количественном выражении выдачи кредитов в России упали год к году в 1,8 раза. По числу заключенных сделок банки показали антирекорд с пандемийного 2020 года.

Выдачи и в денежном, и в количественном выражении снизились во всех сегментах: кредиты наличными просели на -39% и -38% соответственно, аквтокредитование сократилось примерно на -25% и в денежном, и в количественном выражении, POS-кредитование – на -36% по объему и -61% по количеству.

В этой всеобщей кредитной «зиме» выделяется один удивительно стойкий сегмент — ипотека. Ее объем снизился лишь на 9%, и причина этой устойчивости очевидна: рынок держится на мощнейшей господдержке. В декабре доля льготной «Семейной ипотеки» достигла 75% от всех выдач, став фактически единственным оставшимся островком доступного кредитования при покупке жилья. Однако именно эта исключительность, по всей видимости, и предопределила ее судьбу. В логике борьбы с инфляцией и бюджетной экономии «семейку» тоже ждет неизбежное и существенное урезание.

Тренд на сворачивание широких льготных программ давно очевиден: массовую льготную ипотеку уже свернули, а IT-ипотеку существенно «укрутили». Теперь очередь дошла и до семейной. Власти уже рассматривают возможность сделать поддержку более адресной, например, «привязав» ставку по семейной ипотеке к количеству детей, чтобы стимулировать создание именно многодетных семей. Из уже принятых решений: с 1 февраля 2026 года будет действовать новое правило «одна семья — одна льготная ипотека». При заключении ипотечного договора супруги автоматически становятся созаемщиками, что исключит возможность оформления двух льготных кредитов на семью.

Причины такой политики в отношении семейной ипотеки накладываются друг на друга, образуя мощный консенсус среди ключевых институтов.

Во-первых, это прямая задача Центробанка — для окончательной победы над инфляцией необходимо ограничить и этот последний крупный канал кредитной накачки экономики.

Во-вторых, все громче звучит риторика о неэффективности программы. Как заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, действующие правила не выполняют своей прямой функции — повышения рождаемости и улучшения условий жизни семей с детьми.

Реклама

«Эта программа потому и получила название «семейной», поскольку была призвана повысить рождаемость и улучшить условия для жизни семей с детьми. Но надо признать, что действующие правила выдачи семейной ипотеки все-таки не способствуют достижению этих целей», — заявила Валентина Матвиенко, выступая на Совете законодателей России (цитата по сайту Совфеда).

При этом она подчеркнула, что для гармоничного пространственного развития страны важно, чтобы субсидируемая ипотека не стимулировала переток людей из субъектов Федерации в столичные агломерации. «Поэтому мы выступаем за приоритетную выдачу семейной ипотеки именно в регионе проживания семьи», - сказала она. (То есть еще один возможный шаг в сторону сокращения охвата госпрограммы).

Еще одним весомым аргументом становится финансовый. В условиях дефицитного бюджета Минфин последовательно выступает за сокращение масштабных расходных программ. Субсидирование процентных ставок — это огромная нагрузка не только на текущий бюджет, но и на будущие периоды, создающая долгосрочные обязательства государства.

Таким образом, «Семейная ипотека» оказалась в эпицентре сразу нескольких процессов: монетарного, идеологического и фискального. Ее исключительная устойчивость в период всеобщего кредитного спада лишь подчеркнула ее аномальность и, вероятно, ускорила принятие решения о реформе. Ожидать полной отмены, скорее всего, не стоит — социальный контекст слишком важен. Однако существенное ужесточение условий — повышение ставок, введение жестких критериев по числу детей, ограничения по регионам или, например, площади приобретаемых квартир — выглядит неизбежным. Государство планомерно сворачивает модель широкого стимулирования спроса через льготный кредит, и семейная программа, пережившая пик своей популярности, теперь будет адаптирована под новые реалии: дефицитный бюджет, приоритет адресности и общую установку на дорогие деньги. Так что ее золотое время, судя по всему, подходит к концу.

Наш научный партнер:
Полевая физика или как устроен Мир? – официальный сайт