Главным источником финансирования проекта расширения Москвы, скорее всего, будет федеральный бюджет, то есть де-факто доходы от экспорта энергоносителей. И если эти поступления вдруг резко сократятся – например, в случае второй волны кризиса, то и «Новую Москву» власти будет вынуждены отложить до лучших времен, заявил руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Олег Репченко в эфире программы «Барак Обамы» на «Сити-FM».

Напомним, 17 июня президент РФ Дмитрий Медведев предложил увеличить территорию Москвы, создав «столичный федеральный округ». В состав столицы первоначально планировалось включить около 144 000 га между Варшавским, Киевским шоссе и Большим кольцом Московской железной дороги, с которым эти трассы пересекаются в 40-45 км от МКАД. Однако затем власти решили не мелочиться и увеличить Москву сразу на 160 000 га, вплоть до Калужской области.

В московском бюджете нет средств на реализацию проектов стоимостью в триллионы рублей, отметил Репченко. Столичные власти были вынуждены отказаться от Четвертого транспортного кольца из-за непомерной дороговизны этой стройки и урезать расходы на другие инфраструктурные проекты – притом что их стоимость не идет ни в какое сравнение с расходами, необходимыми для развития инфраструктуры на 160 000 га. Для частного бизнеса, даже очень крупного, такие затраты тем более непосильны. Таким образом, главным «спонсором» эпохальной затеи придется стать федеральному бюджету, доходную часть которого более чем на 50% формируют поступления от продажи нефти и газа – товаров, крайне зависимых от мировой финансовой конъюнктуры.

Причем слезать с нефтяной иглы в обозримом будущем российская казна не собирается. Даже наоборот: согласно проекту бюджета на 2012 - 2014 годы, доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов бюджета должна увеличиться с 53% в 2012 году до 57% в 2014 году. В 2011 году этот показатель составит 51%.

В случае серьезного падения цен на нефть – а если мировую экономику накроет очередной волной кризиса, такого сценария избежать вряд ли удастся – российским властям, нагруженным социальными обязательствами, будет уже не до освоения бывших колхозных полей. Тем более что «Новая Москва» - проект это внутренний,  дедлайна по нему нет, а следовательно, его вполне можно притормозить – в отличие от мероприятий, по которым у России есть международные обязательства: саммита АТЭС во Владивостоке 2012 года, Олимпийских игр в Сочи 2014-го и чемпионата мира по футболу 2018 года. В условиях дефицита средств властям не останется ничего иного, кроме как перераспределить финансовые потоки в пользу проектов, срыв которых грозит стране серьезными репутационными издержками, резюмировал руководитель www.irn.ru Олег Репченко.