Федеральные власти недавно в очередной раз напомнили о планах собирать налоги при аренде жилья. Однако как уже не раз отмечали специалисты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости», эта тема обсуждается уже довольно давно, но так и не получила заметного продвижения. Во многом причиной тому служит непростая процедура сбора данного налога, и трудозатраты на ее реализацию могут оказаться сопоставимыми, а то превысить величину собираемого налога с доходов от аренды квартир.

Рынок коммерческого найма жилья в России необходимо вывести из тени, заявил недавно президент РФ Дмитрий Медведев. «Государство теряет часть доходов, которые могло бы получить, а весь этот бизнес (коммерческий наем) относится к «серому». И так практически в любом городе. Поэтому на эту проблему нужно обратить внимание не только законодателей, но и других структур властных. Я имею в виду региональные власти и прокуратуру», - сказал Медведев.

Тем самым президент Медведев напомнил о проблеме, о которой периодически высказываются представители федеральной и региональной власти: в России аренда квартир довольно распространена и с доходов от арендных платежей могли бы взиматься налоги, за счет которых можно было бы пополнить федеральный и местные бюджеты.

Однако возникает вопрос: насколько целесообразна борьба за сбор данного налога с точки зрения соотношения затрат и полученного результата? Проведем небольшой расчет на примере столицы. По оценкам экспертов ежегодно в Москве сдается в аренду около 100 тыс. квартир. Арендная плата большинства квартир в столице составляет 25-40 тыс. рублей в месяц, то есть 300-480 тыс. рублей в год. Если облагать эти платежи налогом на доходы физлиц по ставке 13%, то с одной квартиры можно собрать в год 39-62 тыс. рублей налога. Однако отметим, что для арендодателей существует абсолютно легальная возможность зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и платить не 13%, а только 6%. В итоге сумма налога с 1 квартиры падает до 18-29 тыс. рублей в год. Таким образом, квартиры в Москве позволяют в целом собрать порядка 2-3 млрд. рублей в год. Сумма немалая, хотя она составляет не более 0,1% бюджета Москвы на 2009 год.

Но надо принимать во внимание, что для сбора этой суммы предстоят серьезные трудозатраты. Во-первых, колоссальное количество человеко-часов представителей ГУВД, которым пришлось бы отслеживать всех нарушителей. Во-вторых, трудозатраты судебных органов. В-третьих, затраты на регистрацию сделок. Вряд ли можно говорить, что все эти службы, в частности, местные управления Федеральной регистрационной службы сейчас простаивают без дела. А ведь 100 тыс. сдаваемых в аренду квартир – это примерно в 2 раза больше количества сделок купли-продажи квартир, которое совершается в Москве за год.

С кадровым дефицитом при оформлении жилищных прав граждан Москва уже столкнулась. Как недавно писал www.irn.ru в статье «Стоит ли продлять сроки бесплатной приватизации?», 1 января 2010 года заканчивается срок бесплатной приватизации жилья, но на данный момент неприватизированными осталось более 700 тыс. квартир, что составляет примерно четверть количества квартир в Москве. Московские чиновники уже бьют тревогу, говоря, что ежедневно образуются длинные очереди желающих приватизировать и к назначенному сроку с приватизацией Москва может не успеть.

Однако помимо необходимости наращивания аппарата ГУВД, судов и регистрационных органов, у вопроса «обеливания» рынка аренды жилья есть еще и социальная сторона. Как отмечают специалисты www.irn.ru, большинство сделок аренды квартир бизнес-класса и элитного жилья итак регистрируются и с них платятся налоги, потому что и хозяева таких квартир и арендаторы сами заинтересованы в гарантиях и законодательной защите своих интересов. А среди арендодателей незарегистрированных сделок присутствует значительная часть граждан с невысокими доходами, в том числе, пенсионеры. Причем, доход от сдачи в аренду доставшейся по наследству свободной квартиры или комнаты часто является не способом разбогатеть, а единственным средством прожить на нищенскую пенсию. Поэтому кампания по легализации таких доходов от аренды неизбежно столкнется с недовольством и вряд ли принесет значительные политические очки ее инициаторам. В итоге сложно утверждать однозначно, стоит ли свеч игра по пополнению бюджета за счет налогов на доходы при взимании арендных платежей, отмечают специалисты www.irn.ru.