Примечательно, что московским властям не удается закрыть Черкизовский рынок, не привлекая к этому излишнего внимания, хотя казалось бы время подобных рынков уже прошло. При этом эксперты считают, что потребность в рынках по-прежнему остается у людей не только с низкими, но и со средними доходами, и даже доходами выше среднего. Современные торговые центры, число которых в последние годы стремительно росло, пока не смогли стать полноценной заменой уличным рынкам, отмечают специалисты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости».

Тема закрытия Черкизовского рынка в последние несколько недель стала едва ли не самой популярной в российском медиасообществе. Но, наверное, она не получила бы такую популярность, если бы была исключительно политической проблемой или проблемой нелегальной миграции. Закрытие Черкизовского рынка как часть кампании по ликвидации рынков в Москве затрагивает, в том числе, интересы потребителей, причем, не только с низкими доходами.

В последние годы в Москве стремительно росло число торговых центров. По данным Colliers International, в 2005-2008 годах в столице сдавалось в эксплуатацию от 500 до 900 тыс. кв.м торговых площадей в год. Практически возле каждой станции метро сейчас работает не менее одного-двух больших торговых центров.

Такой рост числа торговых точек и конкурентная борьба за потребителя неизбежно привели к тому, что покупки в торговых центрах перестали быть признаком принадлежности к высокодоходной категории населения. Цены на продукты, одежду, обувь и другие товары во многих торговых центрах сравнялись с ценами на рынках. А магазины на Тверской улице и торговый комплекс «Охотный ряд», отовариваться в которых еще 7-10 лет назад могло лишь явное меньшинство, сейчас заполнены операторами, чья продукция рассчитана на массового потребителя.

Тем не менее, есть несколько категорий граждан, которые продолжают отовариваться на рынках. Во-первых, это граждане с низкими доходами – не более 10-15 тыс. на человека. Во-вторых, это региональные предприниматели, которые оптом закупают на московских рынках товары для дальнейшей перепродажи в своих городах. В-третьих, в условиях кризиса и снижения доходов населения с современных торговых комплексов на рынки переориентируется часть среднего класса.

Помимо этих граждан есть многие, кто пользуется услугами рынков, не постоянно, но периодически. И дело здесь не только в цене, но и в качестве. Например, даже в дорогих продуктовых супермаркетах нередко сложно найти свежие овощи, фрукты или мясо-молочные продукты. На рынки же, куда товары завозятся гораздо меньшими партиями, эти продукты представлены куда в большем ассортименте.

Из-за цен и спрецифики товарооборота торговые центры Москвы, супермаркеты и гипермаркеты пока не смогли полностью заменить московские рынки, отмечают в www.irn.ru. И потребность в товарах с рынков остается не только у граждан с низкими доходами. Столичные власти это наверняка понимают, поэтому, хотя и периодически предупреждали в последние годы о полной ликвидации всех крупных рынков, продвинулись в том направлении недалеко. Скорее всего, кампания по закрытию рынков и дальше будет идти вяло. Если только не появятся причины для закрытия, которые находятся за рамками экономики, как получилось с Черкизовским рынком.