В среду, 19 ноября 2008 года, глава Центрального Банка России (ЦБ РФ) Сергей Игнатьев, выступая в Госдуме, сообщил, что ЦБ РФ сократил вложения в облигации ипотечных агентств США Fannie Mae и Freddie Mac более,чем в 3 раза, с $65,6 млрд на 1 января 2008 года до $20,9 млрд на 1 ноября 2008 года. При этом глава ЦБ РФ подчеркнул, что Банк России не продает облигации этих эмитентов. Сокращение объемов инвестиций происходит за счет погашения ипотечными агентствами США своих обязательств. Таким образом, г-н Игнатьев хотел подчеркнуть, что у правительства России нет намерений обваливать облигации институтов американской банковской системы. В то же время, учитывая, что облигации погашаются, вырученные от этого деньги необходимо куда-то вкладывать. И если они не вкладываются снова в облигации Fannie Mae и Freddie Mac, логично предположить, что они инвестируются в более выгодные инструменты. Таким образом, Банк России, на первый взгляд, все-таки сомневается в надежности 2 американских корпораций. Между тем, как выясняется, Банк России по факту разместил эти средства неудачно. По оценкам аналитического центра www.irn.ru, основная причина этого – слишком запоздалая реакция на вызовы рынка.

Дело в том, что объем золотовалютных резервов (ЗВР), из запасов которых и делались инвестиции в облигации американских корпораций, в течение первых 2 месяцев осени активно сокращались. Общий объем потерь составил примерно $97,6 млрд, из которых, по данным ЦБ РФ, около 57,5 ушло на поддержание стабильного курса рубля. Таким образом, остается неиспользованными $40,1 млрд. Между тем, за счет погашения облигаций Fannie Mae и Freddie Mac ЦБ РФ, судя по всему, получил порядка $44,7 млрд. Выходит, что часть этих денег ($4,6 млрд) ушла на поддержание курса национальной валюты. Учитывая, что большая доля населения боится девальвации рубля, можно сказать, что эти инвестиции были полезны для экономики. Однако, по словам г-на Игнатьева, большая часть денег из не потраченных на поддержание национальной валюты средств оказалась утерянной за счет девальвации евро и фунта относительно доллара. И лишь некоторую часть средств удалось сохранить, пустив на поддержание банковской системы, в частности в ВЭБ было внесено $14 млрд.

Выходит, что Банк России в отличие от Банка Китая так и не сделал выводов из мирового финансового кризиса. Представители главного китайского финансового института категорически заявили, что не будут поддерживать никого, кроме самих себя, и, в целом, будут сокращать вливание своих золотовалютных резервов в чужие финансовые институты. Между тем, Банк России в течение всего 2008 года увеличивал долю инвестиций в евро и фунт против доллара. Так доля евро возросла с 38,6% до 44%, а доля фунта – с 9,8% до 10%. Тогда как доля доллара сократилась с 51,5% до 45%. В итоге, пытаясь заработать на росте евро, Банк России проиграл. Примечательно в данном случае то, что наибольший объем средств, полученных от погашения облигаций Fannie Mae и Freddie Mac, ЦБ РФ выручил в течение последних 4 месяцев, так как по заявлению первого зампреда ЦБ РФ Алексея Улюкаева, которое он сделал в конце июля 2008 года, на тот момент в облигациях американских ипотечных корпораций хранилось порядка $50 млрд. Таким образом, российский финансовый регулятор инвестировал в евро в разгар европейского кризиса. Неудивительно, что он при этом оказался в проигрыше.

Между тем, если бы эти средства были вовремя потрачены на поддержание деятельности российского ипотечного агентства, вполне возможно, сокращения объема ипотечного кредитования бы не произошло. Между тем, Агентство по ипотечному и жилищному кредитованию (АИЖК) стало испытывать проблемы с рефинансирование банков уже весной. И если бы правительство России оказало бы АИЖК финансовую поддержку уже тогда, уровень спада российской экономики, вполне мог бы быть меньшим. При этом сохранность средств, о которой так пекутся представители Банка России, была бы несомненно выше. Спрос на ипотеку в нашей стране существенно выше, а уровень просрочки существенно ниже, чем в Европе и США. Таким образом, по оценке аналитического центра www.irn.ru, было бы более правильным в сложившихся условиях не хранить деньги в заокеанской или европейской кубышках, а инвестировать их в долгосрочные инфраструктурные проекты, которые бы оказали гораздо более значительную поддержку российской экономике как в финансовом плане, так и во временном.