Недавно мэр Москвы Юрий Лужков подписал постановление, согласно которому через год 2 станции московского метро переименуют. При этом если раньше речь шла о том, чтобы за счет переименований возвращать исторические названия или избавляться от «проклятого» советского наследия, то теперь причина или хоть какой бы то ни было повод для переименования вообще не указывается. По оценкам «Индикаторов рынка недвижимости», одной из главных причин такого энтузиазма по поиску новых имен для уже устоявшихся названий может быть желание некоторых чиновников унифицировать все подряд. Правда, за желанием такой унификации, обычно скрывается и нечто другое.

Мэрия хочет переименовать станцию «Битцевский парк» Калужско-Рижской линии и станцию «Деловой Центр» Филевской линии. Оба новых имени отражают наличие у инициаторов данного проекта как минимум желания сделать все единообразным. Обычно это не приводит к позитивным для рынка недвижимости результатам. К тому факту, что в московском метро по 2 «Арбатских» и «Смоленских», народ привык давно, хотя особого удобства от этого не испытывает. Единственной отрадой в этом плане было переименование «Измайловского парка» Арбатского-Покровской линии в «Партизанскую». Дело в том, что следом за «Измайловским парком» шла станция «Измайловская». Так что степень, как говорится в судебных формулировках, «неразличения» была велика.

Однако теперь такое же «безразличие» хотят создать на Калужско-Рижской ветке. «Битцевский парк» хотят переименовать в «Новоясеневскую». При этом станция, которая предшествует «Битцевскому парку» называется «Ясенево». Название станции «Деловой Центр» хотят поменять на «Выставочную». В данном случае это название будет «до степени неразличения» сливаться с ВДНХ (Выставкой достижений народного хозяйства).

Стоит отметить также, что обычно архитектуру станций московского метрополитена увязывают с их названиями. На станции «Битцевский парк» это просто очевидно. Архитекторы постарались представить станцию в виде леса. Корреляция с данным контекстом нового названия («Новоясеневская») представляется весьма парадоксальной. В случае с «Деловым центром» данная проблема стоит менее остро, так как смысловой контекст названия «Выставочная» не сильно отличается от «Делового центра».

Но самое главное, мэрия так и не разъяснила своих позиций относительно того, зачем вообще менять старые названия. При этом очевидно, что для замены названий потребуются определенные дополнительные финансовые затраты. По словам главы московского метрополитена Дмитрия Гаева, на смену названия на одной станции метро необходимо порядка 1,5 млн руб. Таким образом, московским властям придется потратить около 3 млн руб. И это на фоне того, что Москва постоянно жалуется на нехватку денег.

Конечно, на фоне 3 млрд руб., которые ежемесячно Москва вкладывает в строительство метро, 3 млн руб. смотрятся как незначительная трата. Однако если мэрия с такой легкостью подписывает постановления, фактически, на распыление средств, то велика вероятность того, что такое распыление является для чиновников обычной практикой. По оценкам аналитического центра www.irn.ru, вполне вероятно, что если бы финансовая дисциплина была выше, московскому строительному комплексу давно бы удалось выйти на обещанные 6 млн кв. м жилья в год.