Недавно власти Санкт-Петербурга постановили начать в этом году активное освоение подземного пространства города. Главным поводом для этого стал традиционный дефицит наземного пространства. При этом в качестве позитивных примеров приводится опыт подобного строительства в исторических центрах таких городов Западной Европы, как Амстердам, Лондон, Стокгольм и Париж. А в качестве главного аргумента то, что подземное строительство ведется даже в таком сейсмически нестабильном японском городе, как Осака. Для усиления же эффекта правительство северной столицы России вспоминает такой канадский город, как Монреаль, где под землей выстроен целый город с обширной инфраструктурой. Однако, по оценке аналитического центра www.irn.ru, подобие в данном случае прослеживается весьма слабо.

Для того, чтобы оценить, насколько поддаются строительству подземные пространства Санкт-Петербурга, достаточно вспомнить историю «размыва» перегона между станциями «Площадь Мужества» и «Лесная» в 1974 и 1995 годах. Для преодоления первой катастрофы понадобилось напряжение всех криогенных заводов Советского Союза, за счет чего аварию ликвидировали за полтора года. В 1995 году таких возможностей уже не было, и аварию ликвидировали 10 лет. Основная проблема в том, что почвы Санкт-Петербурга насыщены водой и ледниками («плывунами»), оставшимися от ледникового периода.

В условиях Санкт-Петербурга под землей можно строить только в условиях заморозки цементной или криогенной. И то, и другое – дорого. Учитывая, что подземное строительство, в целом, в несколько раз дороже, чем наземное, такие работы в Санкт-Петербурге станут «золотыми». В этом случае арендная плата будет также в несколько раз выше, чем в наземных помещениях. Естественно, что она ляжет на плечи конечных потребителей. В результате, расположиться в таких помещениях смогут только бутики. Но их много строить не выгодно, так как они не продают массовый товар. Кроме того, история торгового центра под Манежной площадью показывает, что бутики в подземных комплексах оказываются малорентабельными. А себестоимость строительства «Охотного ряда» была существенно ниже, чем она, по всей вероятности, будет в Санкт-Петербурге. Такой же пример демонстрирует история строительства подземного перехода под площадью Труда уже в самом Санкт-Петербурге. Подземный торговый центр там был вообще закрыт, и подземный переход функционирует сейчас в качестве некоммерческого.

Конечно, строить в стабильных почвах – традиционный способ решения дефицита наземного пространства. И даже в Осаке, где высокая сейсмическая активность, так как там почва не плывет и затраты на подземное строительства могут быстро окупиться. В случае же зыбких почв Санкт-Петербурга, по мнению специалистов «Индикаторов рынка недвижимости», подобного рода проекты весьма рискованны.