Правительство Москвы установило максимальную себестоимость «народных» гаражей. Цена наземных гаражей не должна превышать 200 тыс. руб. ($8,5 тыс.), а подземных – 500 тыс. руб. ($21,3 тыс.) Казалось бы, на фоне стоимости машиномест в среднем по Москве в районе от $50 тыс., такие предложения должны были бы оказать позитивное влияние на рынок. К тому же, по оценкам компании «Индикаторы рынка недвижимости», суммы, указанные правительством Москвы в качестве максимальных при возведении «народного» гаража, вполне покрывают затраты на его строительство.

Сейчас идет компания по сносу «ракушек» и выделению на их месте стационарных открытых стоянок. Представляется более эффективным способом решения проблемы строительство на месте «ракушек» наземных неотапливаемых гаражей, тех самых «этажерок», максимальную себестоимость которых правительство оценило примерно в $8,5 тыс. за машиноместо

Дело в том, что этот тип гаража не требует подведения специальных коммуникаций, связанных с отоплением, канализацией и высоковольтным электричеством. Единственное, что необходимо – это подключить электричество для освещения помещений. Кроме того, это не дом, здесь не требуются возведение защитных стен или затраты на эстетику проекта. Наконец, данные «этажерки» можно строить, где угодно и в какой угодно конфигурации, для нее подойдут любые территории. Учитывая тот факт, что сейчас точечная застройка в Москве запрещена, под строительство гаражей остаются только не востребованные территории, то есть те пустующие части дворов, где сейчас стоят «ракушки».

Если правительство Москвы предложит собственникам «ракушек» льготную цену и гарантии места в новом гаражном комплексе, по мнению специалистов «Индикаторов рынка недвижимости», большинство владельцев «ракушек» отнесется к этому положительно. В таком случае земля, которая для всякого прочего строительства была бы признана неудобьем и сейчас de facto используется под автостоянки, вошла бы в оборот. Кроме того, данные пустоши были бы окультурены, а на их территории смогло бы разместиться в 3-5 раз больше машин, чем стоит сейчас. Таким образом, освободились бы места гостевой парковки и тротуары, занятые в соседних дворах машинами.

По оценкам аналитического центра www.irn.ru, себестоимость возведения такого неотапливаемого наземного гаража может составлять около $300 за метр. Как уже было сказано, такой гараж не требует подключения к коммуникациям, а при справедливом подходе власти не будут брать со строителей платы за землю, на которой возводится этот гараж. Ведь строители потом переложат эту плату на плечи покупателей. Следует отметить, что в среднем на одно машиноместо, учитывая подъездные пути, приходится порядка 20 кв. м общей площади гаража. Таким образом, себестоимость одного машиноместа в наземном «народном» гараже составит порядка $6 тыс.

Однако во время строительства всегда возникают дополнительные расходы. В итоге себестоимость метра может вырасти с $300 до $400. В таком случае становится понятно, почему власти Москвы называют итоговую максимальную себестоимость в районе $8,5 тыс. Если собственникам «ракушек» предложат места в новом гараже по такой цене, представляется, что никаких возражений новое строительство у них не вызовет.

Казалось бы, все за то, чтобы организовать такое строительство. Однако так происходит только на словах. По плану правительства Москвы, за три года в столице должно быть построено порядка 1,7 млн машиномест. Но за 2008 год, по словам чиновников возвести более 125 тыс. машиномест не представляется возможным. Таким образом, даже если допустить, что ежегодно количество построенных машиномест будет удваиваться, чиновники не соорудят указанные объемы раньше чем за 4 года, то есть, как минимум, опоздают на год. При этом специалистам «Индикаторов рынка недвижимости» представляется более реалистичным, что объемы строительства в последующие годы будут не сильно отличаться от 2008 года. В таком случае строительство указанных объемов растянется на 14 лет.

Возникает вопрос, почему в планах правительства Москвы такие разночтения. Объясняется все просто. Активное строительство народных гаражей, фактически, не сулит высоких доходов ни городу, ни застройщикам, но требует большой суеты. Ведь доходность от строительства «народных» гаражей минимальна по сравнению с любым другим строительством на коммерческих условиях. Поэтому при общих декларациях о необходимости решить этот вопрос в верхних эшелонах власти, особого энтузиазма у конкретных исполнителей эти решения не вызывают.