Московское правительство хочет зарезервировать землю для строительства дорог. Это означает, что на территориях, где лет через 15 пройдет дорога, ничего строить нельзя. Компания «Индикаторы рынка недвижимости» считает, что на фоне дефицита земельных участков в Москве прямолинейное исполнение такого решения неэффективно.

При этом, в целом, позиция руководителя Москомархитектуры Александра Кузьмина, выглядит вполне обоснованной. По его словам, одна из главных задач Москвы на 2008 год – проводить резервирование земельных участков, необходимых для решения городских задач. Именно поэтому будет осуществлено резервирование участков под Четвертое кольцо, трасс-дублеров, Северную и Южную рокады. Все зарезервированные участки приватизации не подлежат. Согласно проекту постановления правительства Москвы, резервирование земли под строительство объектов улично-дорожной сети будет осуществляться на период до 2020 года.

На месте всех зданий, которые находятся на территории, подпадающей под расширение указанных трасс, и которые будут снесены, не будет ничего возводиться вплоть до расширения самих трасс. Такое решение вполне логично. Правительство Москвы имеет уже большой негативный опыт взаимодействия с собственниками земель, которые подлежат изъятию на нужды города. Именно поэтому мэрии проще не допустить приватизацию нужных городу земель.

Однако возникает вопрос, насколько эффективно держать московскую землю, что называется «под паром». Земля – это самый дорогой ресурс в Москве и самый дефицитный. В свете этого, по мнению специалистов аналитического центра www.irn.ru, было бы практично после сноса ветхих зданий и до строительства трасс отвести пустующие земли, подлежащие резервированию, под временные постройки. Например, в свете общего дефицита парковок в Москве можно было бы разместить на таких участках парковки под открытым небом. Или легкие торговые сооружения, например, тенты. Такие торговые места вполне подошли бы, например, для оптовой торговли стройматериалами, спрос на которые в Москве высок.