Правительство Москвы намерено постепенно приучить москвичей платить за жилье, и если не по рыночным ценам, то хотя бы по себестоимости. Для этой цели в районе МКАДа будут построены так называемые дома эконом-класса, где очередникам предлагается снимать квартиры по ценам ниже рынка. По мнению специалистов аналитического центра www.irn.ru, реального дохода такая деятельность правительству Москвы не принесет.

Правительство Москвы сообщило, что в ближайшее время в районе МКАДа появится не менее 50 домов эконом-класса, где смогут недорого снимать жилье очередники. Всего в столице, по мнению представителей городской администрации, таких домов необходимо построить более 300. «Доходные дома появятся в основном в районах массовой жилой застройки - Некрасовке, Щербинке, Кожухове, поселке Северном и будут представлять собой дома популярных серий», - говорится в сообщении правительства Москвы. Первый дом, рассчитанный на городских очередников, планируется построить уже в 2008 году на улице Мусы Джалиля в районе Зябликово на юге столицы. Постояльцы будут платить за жилье по щадящим расценкам - чем дольше срок их нахождения в очереди, тем меньше. Например, для людей с десятилетним стажем проживания квартира в таких домах будет в среднем обходиться в $150 в месяц без коммунальных платежей.

Понятие «доходный дом» появилось в конце 19 в. – начале 20 в. В этих домах квартиры и комнаты сдавались в наем по рыночным ценам. Правительство Москвы впервые задумалось о строительстве доходных домов незадолго до кризиса 1998 года. Однако, возвести такой дом удалось только в 2003 году. Причем уже тогда было ясно, что в сложившихся условиях доходность от аренды оставляет желать лучшего. Высокие темпы роста цен на жилую недвижимость показали, что выгоднее строить на продажу или вкладывать деньги в коммерческие проекты, чем собирать символическую прибыль от сдачи жилья в аренду. Доходные дома выгодны тогда, когда цены на недвижимость уже не растут, но арендные ставки при этом достаточно велики, а также инфляция остается невысокой. В современных же условиях в России сдавать жилье в наем для крупных инвесторов и застройщиков, которые умеют считать деньги, не выгодно. Этим занимаются в основном частники, которые боятся держать крупные суммы в банках и предпочитают инвестировать их в недвижимость, которую потом сдают. Либо же к такой практике прибегают люди, которым жилье досталось по наследству и воспринимают деньги от аренды как «чистый» доход.

Учитывая, что правительство Москвы даром денег на ветер не выбрасывает, массовое строительство доходных домов может показаться на первый взгляд странным. Однако в данном случае следует учесть, что очередников в Москве ни много, ни мало, а расселять хватит, по оценкам самого правительства, еще лет на десять. При этом социальный наем жилья для них, по сути, бесплатный. Получается, что правительство Москвы решает одним выстрелом убить сразу трех зайцев: и очередников расселить, и жилье предоставить на условиях, более близким к рыночным, а также прекратить бесконечные разговоры о продлении сроков приватизации жилья. Эти меры позволят несколько увеличить доходы правительства Москвы. Более того, однажды посадив бывших очередников на договор аренды, мэрия может постепенно довести цену от сдачи жилья в наем до рыночной.

При этом потребовать заменить плату за такое жилью на обычное бывший очередник сможет только в случае, если он докажет, что он малоимущий. Доход на одного человека в его семье должен быть ниже прожиточного минимума. И главным козырем у правительства против такого тезиса будет тот, что до момента своего отказа от квартиры в «доходном доме» данный арендатор вполне справлялся с арендной платой, то есть никак не был малоимущим. Фактически такой человек должен доказать, что он банкрот. Но для банкротов у правительства Москвы существует социальная норма 6 кв. м на человека. Аналитикам «Индикаторов рынка недвижимости» представляется, что переезжать из новой квартиры в общежитие не захочет никто. Поэтому проблема большинства очередников рассосется сама собой.

Наконец, таким образом правительство Москвы решит проблему приватизации. Приватизировать жилье в доходных домах никто не даст, и количество потенциальных приватизаторов постепенно будет сокращаться.