Дата упразднения строительных лицензий, намеченная на 1 января 2007 года, уже дважды переносилась. На сегодня депутаты остановились на сроке 1 июля 2008 года. И чтобы избежать правового вакуума на строительном рынке, властям предстоит разработать законодательные изменения, которые дадут альтернативу строительным лицензиям.

Сейчас депутаты Госдумы РФ планируют обязать российских строителей страховать гражданскую ответственность перед третьими лицами. По их мнению, эта мера может стать выходом из тупиковой ситуации, создавшейся ввиду отмены лицензирования строителей. Также на рассмотрение Госдумы внесены поправки в отдельные законодательные акты в части замены лицензирования строительной деятельности членством в саморегулируемых организациях (СРО).

Сотрудники аналитического центра www.irn.ru полагают, что ситуация вокруг отмены лицензирования строительной деятельности сложилась крайне неоднозначная. С одной стороны, власти обеспокоены потерей административного контроля над проведением строительных работ. В этой ситуации повышается риск выхода на рынок недобросовестных организаций. С другой стороны прошло более пяти лет с момента отмены лицензии на риэлтерскую деятельность и надо отметить, что всплеска криминала на рынке за эти годы не произошло. К сожалению, факты мошенничества, присутствовавшие в этой сфере до отмены лицензии, остались на рынке и после. Однако их число не претерпело значительных изменений. Тоже можно сказать и о размерах гонораров риэлтеров.

В то же время сфера оказания услуг несколько отличается от производства. Если на рынке услуг риски клиента зачастую сводятся к моральному ущербу, то в производстве ущерб обретает ярко выраженное материальное значение. Особенно это касается строительной деятельности. В ситуации, когда строительная организация не отвечает требованиям, последствия могут быть крайне неприятными. Например, очень бы не хотелось, чтобы участились случаи обвалов зданий (все помнят «Трансвааль парк» в Ясенево и Басманный рынок). Впрочем, некомпетентность строителей может носить более завуалированный характер: неправильно проведена проводка, допущены ошибки в подключении сантехники. Первое может привести к пожару, второе   затоплению соседей и лопнувшим трубам.

Защищает ли от всего этого наличие у строительной организации соответствующей лицензии? Сотрудники аналитического центра www.irn.ru отмечают, что строительный рынок – структура, закрытая от посторонних. Сегодня проблематично выявить истинную роль лицензии, другими словами,   понять, является ли ее получение гарантией профессионализма организации или преодолением ей очередного административного барьера. Сложно оценить, насколько глубоки знания процессов строительства у надзирающих чиновников.

Также надо учитывать, что коллектив на строительном рынке давно сложился. На нем работают крупные компании-застройщики, уже давно получившие лицензии и успешно их продлевающие. Шум вокруг отмены лицензий, скорее всего, актуален для небольших фирм, занятых в сфере ремонта или отделки помещений. Для них действительно важно, отменят ли лицензирование их деятельности и что предложат взамен.

Фактически, наше государство предлагает заменить одну систему контроля на другую. Если до отмены лицензий строительство контролировали чиновники, то сейчас предлагаются варианты контроля со стороны «товарищей по цеху». Обязательное для проведения строительных работ, членство в СРО наглядное тому подтверждение.

Какой вариант лучше? Оба имеют свои явные плюсы и минусы. Контроль со стороны профессионального сообщества более гибкий. Ассоциация строителей лучше понимает стоящие перед застройщиком проблемы. Коллеги по цеху четко осознают, на что можно смотреть сквозь пальцы, а какие действия являются недопустимыми. В итоге контроль будет носить более осознанный «понятийный» характер. Станет гораздо меньше бюрократических проволочек, но вместе с ними у СРО пропадут и административные рычаги воздействия на несознательных членов сообщества.

Государственный контроль, предполагает официальный подход. Его структура не терпит никаких компромиссов с застройщиком, исходя из реального положения дел. Даже когда чиновник готов войти в положение организации, все вопросы решаются строго по букве закона.

Вместе с тем не надо забывать о дополнительных возможностях контроля со стороны властей. Например, никто ведь не собирается отменять Госкомиссию по приемке зданий.

В итоге, разобраться какой способ контроля будет лучше для рынка, пока что сложно. Между тем, есть еще один важный вопрос, который сегодня деликатно обходят стороной. Ведь все свои материальные затраты, связанные и со страхованием, и с участием в СРО, строители неминуемо заложат в стоимость квадратного метра. Какой способ контроля обойдется в итоге дешевле для покупателя объектов недвижимости? К сожалению, определить это сегодня практически невозможно.