Уходящий год заставил инвесторов изрядно понервничать: кризисные ситуации поочередно происходили то на одном, то на другом рынке жилья. Греция, Турция, Австралия и Китай в 2015 году заняли свое место в истории, правда, их популярность оказалась со знаком «минус», а экономическая судьба обсуждалась в медиапространстве: от топовых СМИ до социальных сетей. В частности, общественность интересовали рынки недвижимости, ведь кто-то только собирался стать собственником местного жилья, а кто-то уже успел приобрести недвижимость в одной из этих стран и теперь строил предположения о том, как правильно распорядиться имуществом без ущерба для финансового состояния. Пролить свет на происходящее поможет небольшой рейтинг, в который вошли четыре самых неликвидных инвестиционных направления.

№ 1 - Греция

Первое место в топе не случайно досталось Греции. Именно эта страна на протяжении нескольких месяцев 2015 года не сходила со страниц различных изданий в силу чрезвычайно тяжелого экономического положения: весь мир пристально следил за тем, как финансовый кризис атакует греческую экономику. На фоне массивного госдолга, который удерживается на уровне в 177% от ВВП страны, дефляции и высокой безработицы, достигающей почти 25%, местный рынок жилья остается одним из слабых в еврозоне, не имея ни единого шанса на восстановление в ближайшем будущем.

Стоимость греческого жилья, не прекращающая падение с 2008 года, продолжает опускаться вниз довольно высокими темпами. В 2015 году снижение лишь набирало обороты: цены в первом квартале опустились на 3,9%, во втором – на 5%, в третьем – на 6,1% относительно тех же периодов 2014 года.

В унисон с темпами падения стоимости греческого жилья снижалась и инвестиционная привлекательность страны: международные инвесторы, опасаясь новых неприятных экономических сюрпризов, все чаще предпочитали греческим объектам активы в странах с экономикой постабильнее. Покупатели, которые захотели воспользоваться ситуацией, мечтая приобрести резко подешевевшую жилую недвижимость, также оказались серьезно разочарованы. Греческий жилой рынок сможет отреагировать на события, происходившие на протяжении 2015 года, не раньше, чем через год-полтора, а значит, сейчас ожидать сделок на выгодных условиях точно не стоит. На самом деле, ценопад на греческом рынке жилья оказался не таким уж значительным. Хотя многие выставили жилые объекты на продажу, уступать потенциальным покупателям, которые рассчитывают на крупные скидки, они не собираются. Продавцы пытаются максимально удерживать цены и в силу греческого менталитета будут стоять на своем до конца. Ликвидность греческого жилья также оказывается низкой: арендаторов по-прежнему мало, риски велики, а доходность, которая сегодня находится в пределах от 2,7% до 4,2% годовых, вряд ли станет хорошим стимулом для вложения средств в такой неустойчивый рынок.

№ 2 - Турция

Второе место получила Турция, которая оказалась на первых полосах после 24 ноября, дня, когда турецкий истребитель сбил российский бомбардировщик. Конец ноября и декабрь 2015 года прошли для россиян под знаком «антитурецких санкций», коснувшихся не только различных овощей и фруктов, но и полюбившихся российским туристам недорогих чартерных рейсов. Хотя по сравнению с 2014 годом в конце прошлого года стоимость жилья в целом по стране демонстрировала рост (в среднем около 11%), в скором времени на фоне отсутствия спроса цены начнут снижаться.

Жилой рынок Турции являлся «монопокупательским», а его основными покупателями – россияне. Неудивительно, что после ухода последних рынок фактически опустеет. Подтверждает это и статистика: сегодня турецким жильем по самым скромным подсчетам владеют как минимум 75 000 российских граждан. Большинство из них приобретали «дачу» на местных курортах вроде Анталии или Аланьи, которая постепенно превратилась в неликвидный инвестиционный актив: вследствие массовой застройки, спровоцировавшей избыток предложения, найти покупателей и арендодателей на этих рынках оказалось очень сложно. Исключения составляли лишь объекты, купленные в Бодруме или Стамбуле: жесткое регулирование этих двух рынков по крайней мере позволяло получать устойчивую, хоть и невысокую, доходность, которая варьировалась от 3,2% до 4,3% годовых. Если отношения между Россией и Турцией будут оставаться напряженными, а границы – закрытыми, спрос на турецкие объекты может упасть на 90%. Уже сейчас, понимая, что дело пахнет убытками, собственники местного жилья спешат выставить свои объекты на продажу. Но квартиры, дома и виллы на турецких курортах, которые и прежде не представляли интереса с точки зрения инвестиций, рискуют перейти в категорию «мертвый груз», расстаться с которым будет чрезвычайно непросто. Если застройщики имеют развитую сеть агентств, позволяющих переключиться на граждан соседних стран, то частным покупателям ничего не останется, кроме как максимально снижать цену, рассчитывая хотя бы на минимальную прибыль, которую вряд ли удастся дождаться. Лучше всего переждать бурю, сохранив объект, пусть и простаивающий, и вернуться на рынок спустя как минимум два года.

№ 3 - Австралия

После трехлетнего бума на рынке жилой недвижимости Австралии страна переживает отчаянные времена. Этот год стал для экономики пиковым: после того, как Резервный банк два раза снизил процентные ставки, которые в итоге остановились на отметке в 2%, повышенный спрос подстегнул и без того высокие цены расти еще сильнее, провоцируя появление очередного «пузыря» на австралийском рынке жилья. Переоцененные более чем на 17% объекты за последние три года до 1 сентября 2015 года в целом по стране подскочили в цене на 24%, в Сиднее – на 46%, а за год до июля 2015 года стоимость австралийской жилой недвижимости выросла на 10,7%. В частности, серьезный ценовой рост в этот период был зафиксирован в столице, где стоимость жилья увеличилась почти на 20%, в Мельбурне – почти на 10%, Канберре и Брисбене – примерно на 4%.

Но основной проблемой местного рынка является даже не «пузырь», а слишком сильная волатильность: дисбаланс спроса и предложения не в состоянии выровняться с перевесом то в одну, то в другую сторону. Попытки правительства Австралии сбалансировать рынок не могут нормализовать ситуацию, а решение местных властей о строительстве более 200 000 единиц жилья рискует привести к переизбытку предложения на рынке.

Уже сейчас, несмотря на продолжающийся рост цен, в некоторых австралийских городах намечается подобная тенденция. Второй по величине город страны – Мельбурн – превращается в рынок пустующего жилья, где, по самым скромным подсчетам, 4,8%, или около 83 000 объектов общегородского жилого фонда, так и останутся пустыми. Одной из главных причин становится отсутствие на рынке зарубежных собственников жилья, которые вместо сдачи в аренду предпочитают запереть на ключ дома и квартиры, ожидая увеличения цен на жилые объекты.

Кроме того, в целом по стране в сентябре 2015 года продажи нового жилья упали на 4,1% по сравнению с августом, а уровень активности опустился с апрельского пика на 5,3%. Продажи домов снизились в четырех из пяти австралийских штатов за исключением Виктории, где наблюдался рост чуть более чем на 3%. В остальных штатах объем продаж опустился вниз: в Южной Австралии на почти 20%, в Западной Австралии – на 8,5%, в Квинсленде – на 6% и в Новом Южном Уэльсе – на 0,8%.

Абсолютно неконкурентоспособная доходность, которая не превышает 3% годовых, а также увеличение на 7,9% гербового сбора вряд ли заставят инвесторов рисковать средствами, вкладывая их в предельно неустойчивый австралийский рынок жилья.

№ 4 - Китай

Лето 2015 году серьезно пошатнуло китайскую экономику: 12-17 июня на фондовом рынке Китая на 25% обрушился Shanghai Composite Index, что стало предпосылкой к девальвации юаня. Снижение стоимости национальной китайской валюты по сравнению с долларом мешает развитию местного рынка жилья: застройщикам, кредитующимся в долларах, становится все сложнее покрывать растущие затраты на финансирование девелоперских проектов. В декабре стоимость юаня снова снизилась, достигнув четырехлетнего минимума в 6449,5 за один доллар США, что стало еще одним тревожным звонком, сигнализирующим об ослаблении экономики страны.

Стоимость китайского жилья в октябре 2015 года снова опустилась вниз в большинстве населенных пунктов по сравнению с тем же месяцем 2014 года: в первичном секторе цены на жилые объекты снизились в 54 городах страны при максимальном падении в 6,5%, а на вторичном рынке стоимость местной жилой недвижимости упала в 45 китайских городах при максимальном падении в 9,5%.

Правда, после годичного спада в октябре 2015 года появились первые признаки улучшения. Впервые за почти полтора года средняя стоимость земли в 105 городах выросла на 3,4% по сравнению с годом ранее, составив почти 5500 юаней (свыше $850) за квадратный метр. Тем не менее до общего восстановления пока далеко, ведь огромное количество непроданных домов продолжает препятствовать развитию рынка. При доходности, которая колеблется от 2,5% до 3,2% годовых, и недостаточной открытости китайского рынка местные объекты, скорее всего, не смогут вызвать сильный интерес среди международных инвесторов в недвижимость.

По итогам 2015 года Греция, Турция, Австралия и Китай оказались далеко не самыми успешными инвестиционными направлениями. Ослабление экономики, рост госдолга, сильнейший дефицит спроса на фоне не очень высокой доходности не сулят стабильного прироста капитала ни в одном из перечисленных buy-to-let секторов. В течение ближайшей пары лет эти рынки жилья вряд ли окажутся в состоянии восстановиться настолько, чтобы вновь завоевать доверие инвесторов и встать в один ряд с инвестиционно привлекательными странами.