Один из первых построенных на МКАДе крупных торговых центров «Вэймарт» уже полгода проводит постепенную реконцепцию. Цель девелопера – компании «Вэй М» – не закрывая объект, превратить его в современный аутлет, соблюдающий все принципы, присущие ведущим западным образцам этого формата торговли. Главное правило, которое должно прийтись по вкусу потребителю, – сюда будут допускаться только брендовые товары, скидки на которые составят не менее 30% от обычной розничной цены в бутиках и сетевых магазинах фирмы.

Одновременно с проведением реконцепции аутлет получил и новое название – «БрендСити». Девелоперы объекта позиционируют свое детище как первый и пока единственный работающий аутлет-центр в России. Правда, отмечают в аналитическом центре «Индикаторы рынка недвижимости», вокруг Москвы есть еще три известных проекта аутлетов – «Белая дача», Fashion House, «Внуково».

«Если 20 лет назад советские люди слабо представляли себе, что такое гипермаркет, то сейчас россияне, поездив по миру, хорошо знают современные форматы аутлетов и готовы воспринять их на родине», – считает партнер, генеральный директор «БрендСити» Вячеслав Шикулов. Для столицы вопрос приобретения товаров не по заоблачным ценам действительно остается актуальным, считают в www.irn.ru: темпы открытия новых торговых площадей в городе упали до минимума. А плохо организованную торговлю вообще изгоняют (подробнее см. «Торговая недвижимость в Москве: эпоха наведения порядка»).


Краткие факты
Девелопер «БрендСити» – компания «Вэй М» – построила ТРЦ «Вэймарт» в 2002 г. Он расположен на пересечении Каширского шоссе и МКАД (26 км МКАД). Период реконцепции должен пройти с III кв. 2011 г. по IV кв. 2012 г. Объем инвестиций в проект составил более $130 млн (с учетом $23 млн, вложенных в реконцепцию. Как отмечают специалисты www.irn.ru, в эту сумму входят даже рекламный бюджет реконцепции). Общая площадь – 30 000 кв. м. Торговая площадь (GLA) – 26 000 кв. м. Количество магазинов – 60. Объект располагает автостоянкой на 2000 машино-мест. Якорные арендаторы: «Стильпарк», «Космик», «Спортмастер», «Старик Хоттабыч», «М.Видео».

Для сравнения: 

Аутлет Местоположение Площадь Девелопер
Белая дача Outlet Village г. Котельники, 14 км МКАД 38 000 «Белая Дача»
Аутлет-центр Fashion House Ленинградское ш., 15 км от МКАД 28 765 Fashion House Development
«Внуково» Outlet Village Киевское ш. 26 252 ООО «Диона»

Источник: NAI Becar


Не путаться в терминологии 
Аутлет (Outlet или Outlet Center) – это торговый центр или магазин, в котором распродаются остатки брендовых коллекций предыдущих сезонов со значительными скидками, от 30% до 70%, с полным соблюдением размерного ряда и качества. Бывают исключения: например, в «БрендСити» дисконт в магазине «Кофейная кантата» составляет всего 7%. «Такие товары, как кофе или золото, являются биржевыми, поэтому большие скидки на них невозможны», – поясняет Шикулов.

Аутлеты различаются по месту продажи: factory outlet распродает нереализованную продукцию прямо на фабриках, где она производится; а outlet-mall распродает продукцию, залежавшуюся в магазинах или бутиках.

В зависимости от числа магазинов аутлеты можно разделить на торговые центры, в которых может быть множество бутиков, распродающих товары различных брендов, и монобрендовые аутлеты, распродающие коллекции только одного бренда. В сравнении с торговым центром в аутлет-центре обычно представлены коллекции прошлых сезонов и предложения для клиентов широкого ассортимента круглый год по более низким ценам и без суеты и торопливости периода распродаж.

Аутлет-центр существенно отличается от дисконтного магазина, в котором представлены только специальные предложения по отдельным видам товаров, ограниченные в количестве и времени. Дисконтные магазины могут предлагать узкий ассортимент (обычно в магазинах небольшой площади) или товары низкой категории с дефектами. Дисконтные магазины не предлагают коллекции последнего сезона.

Европейские лидеры рынка аутлетов

Девелопер Количество аутлетов Торговая площадь, кв.м
McArthurGlen 19 420 000
Neinver 11 195 000
Realm 12 185 000
GVA Outlet (Fashion House) 9 161 599
Value Retail 9 161 000
Concept & Distribution 9 120 000
Freeport 3 115 000

Источник: «БрендСити»


Рынок аутлетов в Европе развивается достаточно активно. По некоторым прогнозам, к 2014 г. их рост составит не менее 35% и объем достигнет 3,5 млн кв. м действующих торговых площадей (220 аутлетов).

Европейские аутлет-центры все больше отвечают потребностям покупателей и оправдывают их ожидания. На их территории работают фуд-корты, зоны развлечений, включая кинотеатры и детские развлекательные центры.

По словам Вячеслава Шикулова, новая концепция «БрендСити» предусматривает концентрацию именно на магазинах, а не на развлекательной части, которая обычно присуща торгово-развлекательным центрам. Хотя «Космик» остается одним из якорных арендаторов аутлета, предлагая широкий выбор развлечений. «Отказываться от него мы пока не собираемся», – сказал он.


Преимущества для покупателей
Как в Европе, так и в России покупатели не готовы платить полную стоимость вещей известных брендов. Активно развивающиеся интернет-магазины, предлагающие широкий выбор и меньшую стоимость товара, проигрывают стандартным магазинам в силу того, что при заказе вещь нельзя примерить. Кроме того, в обычные дискаунтеры фирмы чаще всего отправляют товар с дефектами, а персонал и оборудование комплектуют «по остаточному принципу», говорит управляющий директор «БрендСити» Беатрис Пюбелье.

По ее словам, аутлеты, напротив, дают возможность покупать товары из прошлых коллекций по хорошим ценам; здесь нет ажиотажа в период распродаж, а качество обслуживания не уступает бутикам. Зато есть шанс открыть для себя новые бренды, полные цены которых слишком высоки.


Работа с арендаторами 
Основные требования к арендаторам по концепции «аутлет» изложены в подписанных новых договорах аренды. Контроль за соблюдением условий договоров осуществляется путем разработки и внедрения системы критериев оценки основных показателей работы аутлет-магазинов. Особое внимание уделяется контролю за поддержанием арендаторами достаточного количества товаров в магазине, за разнообразием ассортимента, за наличием требуемого размерного ряда и уровнем предоставляемых покупателям постоянных скидок.

Менеджмент аутлет-центра активно взаимодействует с арендаторами, оказывает им поддержку в организации работы в новом формате аутлета, участвует в мерчендайзинге и наполнении магазина, включая контроль за складским запасом и регулярную проверку наличия товара.

В 2011 г. в «БрендСити» первыми открыли аутлет-магазины такие известные бренды, как Samsonite, Baldinini и All Seasons. Большинство магазинов полных цен были успешно переформатированы в аутлеты, с подписанием новых договоров, сменой вывесок, корректировкой ассортимента и ценовой политики. Одиннадцать существующих ранее магазинов в настоящее время работают в формате аутлета.

Владельцы «БрендСити» рассчитывают и на приход новых мировых и российских брендов. В частности, привлечение новых мировых марок входит в обязанности Беатрис Пюбелье. В течение 10 лет она работала в Value Retail Group, где получила богатый опыт, связанный с созданием концепций и запуском бутик-городков в странах Европы. Первым проектом, в развитии которого она принимала участие, стал бутик-городок «Ла Валле Виляж» (La Valle Village), расположенный в 35 минутах от Парижа и в 5 минутах от Диснейленда, на территории которого открыты более 95 роскошных бутиков самых известных французских и международных брендов. Работая в Value Retail Group, Беатрис Пюбелье участвовала также в реализации проекта по запуску Maasmechelen Village в Бельгии, а также занималась усовершенствованием процесса открытия новых аутлет-магазинов в Bicester Village в Великобритании. В рамках этих двух проектов были открыты более 200 бутиков таких люксовых брендов, как C