Общее управление департаментом природопользования и охраны окружающей среды столицы будет осуществлять отныне и на срок полномочий мэра Антон Олегович Кульбачевский, ранее возглавлявший отделение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Центральному федеральному округу. Назначение нового главы стало возможным, когда начальственное кресло по собственному желанию освободил Леонид Бочин. (Примечательно, что в процессе текущих масштабных кадровых перестановок такая формулировка мотивов увольнения встретилась пока только один раз.)

Аналитический центр «Индикаторы рынка недвижимости» представляет серию коротких портретов новых глав исполнительных структур власти российской столицы.

В рамках максимального прореживания лужковской команды грядущее увольнение Леонида Бочина представлялось неизбежным. И вновь закон замещения сработал таким образом, что освободившееся место занял федеральный назначенец. На этот раз человек, знающий Москву с ее малопримечательной изнанки – грязный воздух, грязная вода, находящиеся под угрозой загрязнения природоохранные объекты, которых в связи с неумеренными аппетитами застройщиков с каждым годом становится все меньше.

В декабре нынешнего года Кульбачевскому исполнится 43 года, из которых сфере природоохраны отданы последние пять. Закончивший с отличием в 1989 году Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе, Кульбачевский не удовлетворился одним высшим образованием, и поэтому сегодня он слушатель Российской академии госслужбы при Президенте РФ по специальности «Государственное и муниципальное управление», специализация «Экология и управление природопользованием».

Начало трудового стажа нового руководителя связано со службой в Вооруженных Силах СССР (1984-1991), следующие пять лет – работа в коммерческих структурах. Далее период до 2003 г. в должности научного сотрудника в Институте геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского. С 2003 г. по 2005 г. исполнял обязанности советника председателя Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству. Затем ненадолго вернулся в коммерческую структуру и проработал около года специалистом по экономической безопасности в ОАО «Иркутскгазпром». С 2006 г. был исключительно на государственной службе: сначала главным специалистом отдела госконтроля и надзора за лесами и особо охраняемыми природными территориями Регионального управления Росприроднадзора по ЦФО, потом – начальником этого отдела, затем – заместителем главы департамента, а с 2008 года – возглавил весь департамент.

Находится в чине государственного советника Российской Федерации 3 класса. Имеет награды, в том числе Почетную грамоту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Судя по всему, Кульбачевский отчетливо представляет, чем ему предстоит заниматься на новом месте: строительство комплексов по утилизации отходов, строительство очистных сооружений, расчистка водоохранных зон и многое другое. Словом, продолжать работу в хорошо знакомом русле деятельности. Например, в свое время Кульбачевский боролся за сохранение национального парка «Лосиный остров», писал в Генпрокуратуру о противоречии постановления Правительства Москвы №585-ПП от 03.07.2007 Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях». Чиновника волновало, что в согласовании проектов планировки территорий столицы мнение Департамента Росприроднадзора по ЦФО учитывать не собирались. Это как минимум означало, что застройка территорий, имеющих непосредственное отношение к Лосиному острову, будет осуществляться без соответствующей регламентации Росприроднадзора. И сейчас национальный парк будет одним из приоритетных направлений деятельности Кульбачевского – необходимы зонирование территории, работы по межеванию, решению проблем водопотребления.

Внесен вклад в сохранение леса. В свое время было выявлено огромное количество нарушений в Мослесхозе, связанных с незаконной вырубкой леса, выделением участков под строительство.

Возглавляемым им департаментом были инициированы многочисленные проверки полигонов ТБО, мест утилизации других специфических отходов, проводился экомониторинг мусоросжигательных заводов. На данный момент, по мнению Кульбачевского, строительство и введение в эксплуатацию шести комплексов по переработке и утилизации отходов решили бы «мусорную» проблему столицы полностью.

Не меньшую тревогу у него вызывает и состояние атмосферы. Кульбачевский утверждает, что до 90% вредных выбросов в воздушную среду столицы «обеспечивают» автомобили и только 10% – промышленность. (Ну, это как раз вполне разумная пропорция для города, выводящего промышленность за пределы МКАД. Кстати, и планируемые мусоросжигательные заводы будут строить в области. Уж если потрясать воображение цифрами, то пусть это будут абсолютные показатели предельно допустимых концентраций разных вредных веществ.) В связи с этим Кульбачевский искренне сетует на отсутствие гибридных автомобилей отечественного производства. Что тут скажешь? В длинном списке претензий к российскому автопрому отсутствие гибридных двигателей – меньшее из всех существующих зол. Москвичи, как известно, предпочитают иномарки, составляющие большую часть автопарка столицы. А экологические характеристики эксплуатации автомобилей иностранного производства несравнимы с отечественными авто. Не исключено, что подобные сетования нового главы департамента природопользования готовят почву под разные запретительные меры, связанные с решением транспортной проблемы. Об этом портал www.irn.ru уже писал в статье «Портреты новых лиц в правительстве Москвы: Николай Лямов». Своему нынешнему ведомству Кульбачевский отводит миссионерскую роль – нести свет экологического просвещения горожанам, так как рост самосознания и экологической дисциплины москвичей является не меньшим условием улучшения экологической обстановки в столице, чем природоохранная деятельность. Пока это первый опыт подвижничества в столичной мэрии.

Об этом и других участниках рынка недвижимости можно найти подробную информацию в разделе «Недвижимость в лицах». А анализ их деятельности – на www.irn.ru.