Сегодня москвичам предлагают купить машиноместа по ценам от $15 тыс. до $150 тыс. Понятно, что это не варианты для рядовых автомобилистов, чьи машины стоят в районе $10 тыс. А есть ли у них вообще шансы приобрести гараж?

Положение со столичными парковочными местами можно смело назвать «патовым». Частные инвесторы готовы строить гаражи и паркинги на любой вкус, но себестоимость этих проектов высока (особенно для подземных объектов). Сказывается стоимость земли, затраты на строительные работы, необходимость подведения и переложения коммуникаций, «административные расходы».

В итоге цена машиноместа в спальных районах колеблется от $15 тыс. до $50 тыс., и это далеко не предел. По результатам исследования рынка элитных новостроек и новых домов бизнес-класса, расположенных в пределах Третьего Транспортного кольца (ТТК), проведенного аналитическим центром www.irn.ru, средняя стоимость «дома для автомобиля» составляет около $97 тыс.

Между тем большинство московских автолюбителей, ездит на машинах стоимостью от $5 тыс. до $15 тыс. Никто из них покупать машиноместо по цене собственного автомобиля и даже дороже – не будет. Их вполне устраивают «ракушки», которыми плотно заставлены столичные дворы. В свою очередь, городские власти с ракушками упорно борются. Однако доступной и понятной альтернативы хозяевам автомашин никто не предлагает.

Впрочем, уже не первый год отцы города обещают реализовать массовое строительство «народных гаражей». Но «массовость» этой программы вызывает большие сомнения. Согласно «Целевой программе строительства гаражей-стоянок в городе Москве на период 2005-2007 гг.» в 2007 году запланировано ввести в эксплуатацию 126 тысяч машиномест. Заметим, что цифра общая – и для коммерческих и для народных гаражей. Но даже если все 126 тысяч вдруг станут «народными», эта цифра все равно   более чем в два раза меньше показателя ежегодного прироста количества машин, – до 300 тысяч. Сегодня в Москве насчитывается 3,3 миллиона автомобилей. По данным, которые приводил еще весной первый заместитель мэра Юрий Росляк, «критическое состояние наступит, когда количество автомобилей в столице приблизится к 4,5 миллиона штук».

На взгляд сотрудников аналитического центра www.irn.ru, решить проблему с парковками «для народа» вполне реально. Найдутся и земельные участки, и подрядчики. Вокруг домов и во дворах исторически сложились спонтанные стоянки, где как раз красуются малоэстетичные ракушки, которые так раздражают власти. На этих местах вполне уместно поставить небольшие (двух-трехуровневые) паркинги. Минимальная себестоимость строительства машиноместа в наземном гараже в Москве, по словам заместителя руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Константина Королевского, составляет на сегодня от 150 тысяч рублей.

Значит, гараж будет стоить около $6тыс. - $8 тыс. Для рядового москвича   недешево. С другой стороны, даже при цене народного гаража до $10 тыс. – продать гаражи населению можно. Если создать для этой цели городскую (государственную) целевую программу «гаражной ипотеки» и действовать в ее рамках.

Для примерного расчета воспользуемся стандартными условиями ипотечного кредитования, которые широко применяются российскими банками. Итак, при стоимости гаража $10 тыс. с нулевым начальным взносом, сроком кредита 10 лет и ставкой 12% годовых в долларах – месячный платеж составит $134. Если же брать кредит на 5-10 лет при цене гаража $6тыс. - $10 тыс. с начальным взносом 10% от общей стоимости и ставкой 12% годовых – месячный платеж вполне уложится в сумму $100-$200.

Надо отметить, что аренда скромного машиноместа составляет сегодня те же самые $100 - $200 в месяц. И если месячные выплаты по кредиту не превысят этой суммы, большинству автомобилистов станет выгодно купить народный гараж в рассрочку, а не арендовать чужое машиноместо или устанавливать ракушку, рискуя вызвать гнев властей.