Доступен свежий прогноз рынка недвижимости Москвы и Подмосковья до конца 2023 и на 2024 год от IRN.RU Цены будут зависеть от ипотеки Перейти

В 2012 г. финансовый апокалипсис не наступит, но в ближайшие годы рынок недвижимости ждет бег на месте с итоговым нулевым результатом, заявил руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» Олег Репченко, выступая на аналитической конференции «Рынок недвижимости, строительства и финансов», организованной «Московским Бизнес Клубом».

По мнению эксперта, внезапное резкое ухудшение макроэкономической ситуации по сценарию «все умерли и ничего не работает» в 2012 г. России не грозит. Во-первых, кризис всегда приходит неожиданно, а не тогда, когда все к нему усиленно готовятся. О чем писали газеты в первой половине 2008 г.? О том, что цены на нефть вот-вот взлетят до $200 за баррель, а жилье в Москве подорожает до $9000 за метр. Поэтому, когда осенью 2008 г. обрушились рынки – не только зарубежные, но и отечественный, это стало пренеприятной неожиданностью для большинства компаний, наивно поверивших в то, что Россия останется «тихой гаванью» в бушующем море кризиса. Сейчас ситуация совсем иная: СМИ уже несколько месяцев дружно твердят о второй волне кризиса, а как известно, кто предупрежден – тот вооружен.

А во-вторых и главных, кризиса бояться не надо потому, что он и не кончался, подчеркнул Репченко. Причем столичный рынок недвижимости начал вести себя неадекватно еще в 2006 г., когда цены на квартиры, не в последнюю очередь из-за сверхдоступной ипотеки, стали расти с сумасшедшей скоростью, прибавляя по 100% в год при темпах роста ВВП, не дотягивающих и до 10% (см. «Обзор московского рынка недвижимости по итогам 2006 года»). В 2008 г., когда вслед за банкротством Lehman Brothers мировые фондовые рынки вошли в пике, потянув за собой и реальный сектор, ненормальность происходящего в экономике стала очевидна всем. Однако ясно: разорение какого-то одного банка, пусть и очень большого, не могло спровоцировать финансовый кризис такого масштаба: американский инвестиционный банк стал лишь одной из первых крупных жертв краха экономической модели, десятилетия позволявшей Западу проедать значительно больше, чем производить, накапливая при этом огромные долги.

За прошедшие три года институциональные проблемы, приведшие к финансовому коллапсу 2008 г., так и не были решены. К отказу от привычки жить в долг и затягиванию поясов западный мир явно не готов, тем более что там прекрасно знают: если долг нельзя вернуть, надо его просто-напросто обесценить, запустив печатный станок. Таким образом, учитывая нарастание долговых рисков в мире, в ближайшие годы можно ожидать увеличения денежной эмиссии в США и ЕС. Другие страны также вряд ли пожелают отстать от флагманов этого процесса.

Однако увеличение денежной массы вряд ли приведет к ситуации, знакомой нам по 1990-м гг., когда дорожало все. Скорее будет наблюдаться бифляция, при которой цены будут расти прежде всего на невосполнимые ресурсы – нефть, газ, металлы, землю и недвижимость в уникальных местах типа Лондона, Манхэттена и Монако. Возможны периоды падения цен под влиянием кратковременных факторов, однако в долгосрочной перспективе эти ресурсы будут стоить значительно дороже, чем сейчас, полагает руководитель www.irn.ru. Цены на товары конвейерного производства – компьютеры, автомобили и т.п. – наоборот, будут падать или оставаться на текущем уровне по принципу «больше за те же деньги».

Типовое жилье скорее можно отнести ко второй группе продуктов, однако ситуация в сфере недвижимости подвержена влиянию разнонаправленных факторов. С одной стороны, избыток денежной массы будет толкать цены вверх, с другой – подорожание нефти и товаров, в цену которых заложена нефтяная составляющая, то есть всех товаров первой необходимости, неизбежно приведет к увеличению стоимости жизни. А это не лучшим образом скажется на уровне платежеспособного спроса на квартиры: обитать в бараке человек может, а отказаться от еды – нет.

«Поскольку эти процессы будут наложены совершенно непредсказуемым образом, я думаю, мы увидим очень серьезное дерганье цен вверх – вниз, но с нулевым итоговым результатом. То есть бег на месте. Это станет основной тенденцией и одновременно сюрпризом рынка на ближайшие годы», - отметил Олег Репченко.

Все привыкли, что после прохождения дна кризиса начинается фаза роста рынка жилья, которая длится годами – до следующего обвала, однако теперь тренд будет меняться каждые несколько месяцев, реагируя на происходящее в мировой экономике, отечественные законодательные инициативы в сфере налогообложения, пертурбации в московском правительстве и т.д.

«В ближайшие лет 10 на рынке не будет ни устойчивого роста, ни падения. Будет болтанка и волатильность. При примерно том же среднем уровне цен, что есть сейчас, будут чередоваться периоды спада и активизации рынка», - продолжил эксперт.

С чем-то подобным пришлось столкнуться уже в текущем году. Весной, в период традиционного повышения деловой активности, рынок оставался сонным, цены не росли. Ажиотаж начался в середине лета – из-за перетока средств с финансовых рынков в недвижимость, слухов об отмене доллара и евро и т.п., но продлился лишь три месяца, до конца сентября, и опять заглох. Девелоперы, к концу лета - началу осени поднявшие на 5-10% цены на свои объекты, анонсировали новогодние скидки на те же 5-10% (см. «Обзор рынка недвижимости по итогам ноября 2011 года»).

Что делать в этой ситуации? Завязывать с наркотической зависимостью от спекулятивных инвестиций: для бизнеса, построенного по формуле «купи подешевле – продай подороже, ничего при этом не делая», наступают тяжелые времена. Зато компании, которые производят полезный и востребованный продукт, смогут развиваться и в таких непростых условиях.