Выгоден ли банкам кризис на рынке недвижимости?
Случай с увольнением Алексея Чувина из Сбербанка за «неправильный» прогноз цен на недвижимость в России демонстрирует противоречивость интересов банков в этом сегменте, считают специалисты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости».
Напомним, недавно директор управления финансирования строительных проектов Сбербанка России Алексей Чувин на конференции Института Адама Смита «Недвижимость в России» заявил, что предстоящей осенью «банки и девелоперы могут столкнуться с очень серьезными проблемами». По его мнению, причиной следующей волны кризиса может стать эффект накопления просрочек. До сих пор банки показывали только объем просроченных платежей, а осенью будут опубликованы отчеты и по просроченным кредитам, по которым придется либо взыскивать залог, либо подавать в суд. «Сейчас многие банки в качестве отступных берут недвижимость, которую они кредитовали. Если у них возникнут трудности с капиталом, они будут вынуждены сбрасывать эти активы сейчас, не дожидаясь лучших времен. Поэтому предложение на рынке может оказаться значительно больше, чем сейчас», - отметил господин Чувин. Увеличение предложения, по его словам вызовет снижение цен на недвижимость. Причем способствовать этому будут не только банки, но и сами девелоперы, которых нехватка ликвидности вынудит начать массовую продажу недвижимости.
Официальная реакция Сбербанка последовала очень быстро. Буквально через несколько часов после его выступления пресс-служба Сбербанка распространила заявление, в котором отмечается, что информация в докладе аналитика не соответствует ни оперативным данным, ни статистике банка, а сам топ-менеджер не был уполномочен выступать с докладом на этой конференции от имени Сбербанка. В заявлении также говорилось, что господин Чувин освобожден от занимаемой должности.
На следующий день глава Сбербанка, Герман Греф заявил, что его увольнение не связано с прогнозом о резком падении цен на недвижимость. Решение о снятии Чувина с занимаемой должности было подписано еще за две недели до выступления на конференции. «Я слышал, что его увольнение было связано с его заявлением, - это не так. Вопрос, связанный с прекращением работы Алексея Чувина в Сбербанке, был решен задолго до его выступления, которое я считаю некорректным и непрофессиональным», - заявил господин Греф.
Ситуации, когда заявления топ-менеджера противоречат позиции компании, крайне редки для крупных российских структур. Случай со Сбербанком дает лишний повод задуматься о противоречивой и зачастую непоследовательной политике банков в секторе недвижимости.
Такая противоречивость объяснима. С одной стороны, рынок недвижимости как способ инвестирования является конкурентом банковским депозитам. Поэтому сильно рекламировать привлекательность вложений в недвижимость явно не в интересах банков. Неудивительно, что именно банки являются авторами наиболее пессимистичных прогнозов цен на квартиры в Москве. Например, полгода назад Центр макроэкономических исследований того же Сбербанка заявлял, что к концу 2009 года долларовые цены на жилье в столице упадут на 47-60% на первичном рынке и на 37-51% на вторичном рынке.
По мнению аналитиков www.irn.ru, прогноз действительно оказался пессимистичным – пока снижение цен оказывается примерно вдвое меньше. Согласно индексу ИРН с конца декабря прошлого года средняя стоимость жилья в Москве упала на 24%, причем, падение цен сейчас практически почти прекратилось. Поэтому даже нижней границы прогноза, то есть показателя 37%, по итогам года величина падения цен может не достичь.
Впрочем, склонять рынок жилья к постоянному снижению банкам тоже невыгодно. У многих из них в залоге по ипотечным кредитам находятся сотни, а иногда и тысячи квартир. Еще большие суммы размещены под залог коммерческой недвижимости различным компаниям и бизнесу. Если вся эта недвижимость упадет в цене слишком сильно (в среднем более чем на 30%), стоимость залогов окажется ниже, чем размер задолженности заемщика. Как уже писал www.irn.ru в статье «Обрушат ли неплатежи по ипотеке российский рынок жилья?», такая проблема уже постигла рынок ипотеки США. Задолженность более 8,3 млн американских заемщиков, что составляет примерно пятую часть общего количества заемщиков ипотеки, превышала стоимость их домов. Теперь большинству таких граждан предстоит либо погашать разницу между размером кредита и новой величиной стоимости дома, либо расстаться со своей недвижимостью в пользу банка.
Получается, недвижимость для банков с одной стороны – конкурент, но с другой – актив, который может стать убыточным. Поэтому банки наблюдают и будут пристально наблюдать за тем, что происходит на этом рынке. Основная их задача при этом - соблюсти баланс интересов, - считают специалисты www.irn.ru.