После долгих дискуссий федеральные власти все-таки решили закончить бесплатную приватизацию жилья в 2010 году. Специалисты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» считают, что для создания рынка жилья это гораздо более логичный шаг, нежели очередная отсрочка. Все, кто хотели приватизировать свой дом или квартиру, уже давно это сделали.

Недавно председатель комитета по законодательству Павел Крашенинников и председатель комитета по собственности Госдумы РФ Виктор Плескачевский заявили, что срок окончания бесплатной приватизации жилья, который наступает 1 января 2010 года, переноситься больше не будет. Тем самым они не поддержали позицию правительства Москвы и, в частности, мэра Юрия Лужкова, который заявил, что необходимо снять ограничение на срок бесплатной приватизации недвижимого имущества граждан.

Приватизация жилья началась с 1992 года. О том, такая возможность будет длиться не бесконечно, заговорили еще во время подготовки и утверждения так называемого жилищного пакета законопроектов в 2004-2005 годах. Тогда в качестве крайнего срока приватизации определили 1 января 2007 года. Однако в 2006 году пошли потоки жалоб из местных служб регистрации прав собственности, которые говорили, что не справляются с большим количеством обращений граждан. Особенно много жалоб поступало от администраций крупных городов. Активным сторонником продления приватизации выступало правительство Москвы, на территории которой с одной стороны наибольшее число желающих, а с другой – слишком велика цена опоздания. В результате федеральные власти решили пойти навстречу местным и перенести срок приватизации на три года.

Теперь, когда остались считанные месяцы до наступления «часа Х», власти крупных регионов и, в первую очередь, Москвы, забеспокоились вновь. Как отметил председатель комитета государственных услуг столицы Алексей Степанов, ежедневно «образуется огромное количество людей, длинные очереди из числа граждан, которые до конца года должны успеть приватизировать свою квартиру».

С одной стороны, основания для беспокойства у чиновников есть. По словам руководителя департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы Петра Сапрыкина, всего с 1992 года приватизировано более 2 млн квартир, а на данный момент неприватизированными осталось 778 тыс. квартир.

Получается, что неприватизированными остаются около трети московских квартир. Однако это не означает, что жители всех этих квартир спешно побегут в отделения регистрации прав собственности, считают специалисты аналитического центра www.irn.ru. По их мнению, у всех, кто хотел приватизировать жилье, было больше 16 лет, чтобы это сделать. А у большинства граждан, которые этого не сделали, как правило, есть на то объективные причины. Одна из них – возможное введение налога на недвижимость, а также налога на второе жилье. Как уже писал www.irn.ru в статье «Налог на недвижимость вряд ли будет введен в ближайшее время», суммы налога могут достигать нескольких сотен долларов в год, а в престижных районах – доходить до тысяч, а то и десятков тысяч долларов. Далеко не всем москвичам такие суммы по карману, поэтому для многих из них гораздо выгоднее проживать в квартире, не владея ею.

Еще одна распространенная категория – жители домов подлежащих сносу. При сносе приватизированной квартиры они могут претендовать на жилье, равное по стоимости сносимой квартире, а при переезде из неприватизированной – на жилье из расчета социальных норм (18 кв. м на человека). Поясним на примере. В двухкомнатной квартире площадью 40 кв.м в районе станции метро «Речной вокзал» проживает семья из четырех человек. Если эта квартира находится у них в собственности, то при сносе дома они получат аналогичную квартиру в аналогичном районе. Если же она не приватизирована, то семья может претендовать уже на 72 кв.м (18 кв.м * 4), то есть на получение почти вдвое большей площади, чем в первом случае. Выгода от отсутствия права собственности в подобных случаях очевидна.

Конечно, говорить о том, что сегодня число желающих приватизировать иссякло, было бы преувеличением – ведь очереди заявителей пока остаются. Однако перенос срока вряд ли поможет решить проблему очередей – если за минувшие годы и один перенос крайнего срока поток заявителей не закончился, нет оснований предполагать, что повторный перенос срока даст иной результат.

Скорее всего, московские власти это понимают. Поэтому, они хоть и выступили с предложением о переносе срока, что может принести им дополнительные политические очки в глазах москвичей, но сделали это довольно мягко. Юрий Лужков ограничился заявлением на заседании правительства Москвы. Иные инициативы, в которых московские власти заинтересованы гораздо больше, предлагаются значительно активнее, отмечают специалисты www.irn.ru.