Недавно правительство Москвы заявило о намерении продать принадлежащий ему пакет акций кинотеатра «Октябрь». Это первый случай, когда правительство Москвы решило отказаться от своих прав на столь значимый для столицы объект. По оценкам аналитического центра www.irn.ru, это связано с общим спадом на рынке кинопроката. При этом многие участники рынка кинопроката предрекают закрытие ряда кинотеатров. На этом фоне желание правительства вовремя зафиксировать прибыль можно оценить как вполне своевременный шаг.

По данным РИА «Новости» правительство Москвы включило принадлежащие ему 40% акций кинотеатра «Октябрь» в список активов, подлежащих приватизации. Тот факт, что правительство Москвы избавляется от части своих активов, не удивителен. Столичные власти занимаются этим достаточно давно. Однако обычно приватизации подвергаются объекты, не приносящие особой прибыли московской администрации или находящиеся на ранней стадии разработки. В данном случае ни к одной из упомянутых категорий отнести киноцентр «Октябрь», открывшийся после реконструкции в сентябре 2005 году, нельзя. Кинотеатр «Октябрь» является крупнейшим в России мультиплексом, в который входит 11 просмотровых залов. Он рассчитан на более чем 3 тыс. зрителей. И помимо обычного регулярного проката в нем проводятся премьеры, спецпросмотры и кинофестивали. Так Московский Международный кинофестиваль выбрал кинотеатр «Октябрь» для себя в качестве основной площадки.

Учитывая, что до недавнего времени кинопрокат в России рос, как на дрожжах, на первый взгляд, казалось бы, странным отказывать от такого выгодного актива. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что картина не столь радужна, как это могло бы показаться. Дело в том, что по данным Discovery Research Group (DRG), несмотря на вполне ощутимый прирост размера общих сборов по итогам прошлого года – порядка 40%, – назвать это положительным результатом нельзя. Ведь основной причиной этого прироста было не увеличение аудитории, а подорожание билетов, цены на которые выросли примерно на 30%. И это в год, когда никаких поводов для сокращения расходов на посещение киносеансов у населения не было, а по стране открывались новые кинотеатры.

Сейчас ситуация в корне поменялась. При этом значительно поднимать цены на билеты владельцы кинотеатров не могут. Уже в прошлом году они находились, по оценкам DRG, на критическом уровне. Таким образом, максимум, на что могут рассчитывать владельцы кинотеатров, – это рост цен на уровне инфляции. В то же время на фоне сокращения доходов у населения рост цен на билеты может привести к тому, что многие примут решение отказаться от походов в кино. И определенный спад участники рынка уже участники рынка зафиксировали в январе-феврале 2009 года как по сравнению с январем-февралем 2008 года, так и с декабрем прошлого года, хотя январские каникулы обычно наоборот приводили к росту сборов. И ничего в этом удивительного нет, как показывает опыт развитых странах, в годы общего экономического спада кинопрокатная отрасль не становится исключением из общего правила и снижает свои доходы.

При этом, если сравнивать сегодняшнюю ситуацию с 1998 годом, то найдется множество отличий. И главное среди них – практически полное покрытие крупных российских городов сетью кинотеатров. Таким образом спасти отрасль за счет экстенсивного развития также имеется не очень много шансов, особенно если учесть тот факт, что ставки по кредитам на строительство стали, по сути, заградительными. В то же время, многие из владельцев кинотеатров не являются собственниками тех помещений, которые эти кинотеатры занимают. А владельцы торгово-развлекательных центров даже на фоне общего спада с большой неохотой идут на снижение арендных ставок, тем более, что кинотеатры традиционно являются якорными арендаторами, а для них арендодатели всегда делают существенные скидки. Но, несмотря на это, арендная плата занимает значимую долю в общих расходах по обслуживанию кинотеатра. Стоит отметить, что за 2008 год аренда для кинотеатров подорожала на 30%.

В итоге, многие из участников рынка принимают решение выйти из бизнеса. Достаточно сказать, что только за 2008 год концентрация рынка в руках 10 крупнейших сетей увеличилась на 10 процентных пунктов и составила, по данным DRG, порядка 40%. Не удивительно, что, предвидя спад в отрасли, Москва решила зафиксировать свою прибыль. Ведь даже по самым скромным оценкам за прошедшие со времени открытия кинотеатра «Октябрь» после реконструкции в 2005 году 3 года цены на помещения такого рода выросли вдвое. В этом смысле решение правительства Москвы по приватизации 40%, принадлежащих ему акций кинотеатра «Октябрь», выглядит вполне оправдано.

Конечно, поводов к тому, чтобы вследствие кризиса все открывшиеся в последние 8 лет кинотеатры опять закрылись, как это было в 1992-1993 годах, просто нет, так как в начале десятилетия с 1990 по 2000 годы инфляция достигала 1000%, а сейчас она, по всей видимости, окажется в пределах 20%. Поэтому народ, хоть и меньше, но все же будет посещать кинотеатры. И все же, по оценкам аналитического центра www.irn.ru, логично ожидать некоторого спада цен на помещения, арендуемые кинотеатрами.

Реклама
Level Академическая

Камерный проект в престижном районе с готовой инфраструктурой. Близость к центру. Увеличенные скидки до 20%!

от 14,9 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Левел Академическая. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Селигерская

Комфорт-класс с авторской архитектурой. 10 минут пешком до метро «Селигерская». Увеличенные скидки до 20%!

от 8,7 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Селигерский. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Южнопортовая

Уникальные виды на реку и парки! Более 60+ планировочных решений. 10 минут пешком до метро. Скидки до 20%!

от 7,5 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ АПД. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Бауманская

Камерный проект с акцентом на приватность. 15 минут пешком до двух станций метро. Увеличенные скидки до 20%!

от 13,9 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Вектор движения. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Стрешнево

Бизнес-класс у воды! 100% апартаментов с видом на воду. Редкие форматы. Скидка 15%.

от 12 млн руб.
Застройщик: АО СЗ МКСМ. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
ЖК Южные Сады. Скидки до 10%

Квартиры с отделкой от 8 млн ₽. Есть готовые квартиры с террасами. Двор-патио без машин. Рядом метро. Звоните!

от 8 млн руб.
Застройщик: СЗ Корона. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Нагатинская

Ключи скоро! Квартиры бизнес-класса с видом на Москву-реку. 15 мин пешком до метро. Скидка 15%.

от 12,2 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Инвестиционное развитие. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Нижегородская

Старт продаж новых корпусов! Проект комфорт-класса от Level. Увеличенная скидка 20% + дополнительные 3%.

от 9,2 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Левел Нижегородская. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
ЖК "Дом на Зорге". Скидки до 15%

Видовые квартиры с террасами. 4 вида дизайнерской отделки. Район с готовой инфраструктурой. Звоните!

от 16,7 млн руб.
Застройщик: СЗ Зорге25. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Причальный

Ключи в день покупки! Квартиры с видом на Москву-реку. 7 минут пешком до метро «Шелепиха». Скидки до 20%.

от 15,5 млн руб.
Застройщик: АО СЗ ИНСПАЙР. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
ЖК Родные кварталы. Скидки до 10%!

Квартиры с отделкой и террасами в Москве. Дом у ручья. Закрытые дворы без машин. В окружении парков. Звоните!

от 5,7 млн руб.
Застройщик: СЗ ТИК. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.