Вы используете старую версию браузера Internet Explorer. Наш сайт выглядит и работает некорректно в этой версии IE.
Мы настоятельно рекомендуем вам обновить Internet Explorer или использовать другой браузер. В новых версиях браузера устранены проблемы безопасности и добавлены новые возможности.
от
3.2 млн
руб.
от
1.9 млн
руб.
от
1 млн
руб.
от
827 тыс
руб.
Опрос
Где вы предпочитаете останавливаться, путешествуя по городам России?
Нажимая кнопку "Ответить", вы соглашаетесь с Политикой защиты и обработки персональных данных
Цены на квартиры в Москве
Стоимость недвижимости в Москве
Наш научный партнер

Продажу гаражей стали пиарить

В пятницу, 14 ноября 2008 года, информационное агентство (ИА) «Интерфакс» распространило сообщение, в котором говорилось, что в Москве Департаментом имущества столичного правительства продано машиноместо за рекордную сумму – 100 тыс. евро. По оценкам аналитического центра www.irn.ru, подобное сообщение является первым признаком того, что продажи гаражей практически остановились. И в ближайшем будущем можно ожидать снижения цен на машиноместа в несколько раз.

Для начала стоит отметить, что сумма в 100 тыс. евро или (по курсу Банка России) чуть более $126 тыс. за машиноместо далеко не является рекордной, так как рекордные суммы за машиноместо фиксировались в районе Остоженки, и там цены за гаражи доходили до $200 тыс. - $250 тыс. за машиноместо. Конечно, вполне вероятно, что сумма в 100 тыс. евро является рекордной для Департамента имущества правительства Москвы. По данным чиновников, гаражи в домах класса, подобно тому, где было продано самое дорогое машиноместо, обычно стоили 50-70 тыс. евро. Однако в данном случае эта сумма выглядит тем более странной. Дело в том, что и в обычные времена, когда кризис еще не стоял на повестке дня у девелоперов, гаражи продавались гораздо хуже, чем квартиры. Достаточно сказать, что есть примеры, когда гаражи, построенных еще лет 5 назад, до сих пор не нашли своего собственника. Дело, конечно же, не в том, что гаражи не нужны, а в том, что их стоимость зачастую оказывается неадекватна. Было бы удивительно, что на фоне тех затруднений, которые испытывают девелоперы с продажей квартир в Москве, гаражи стали расходиться, как горячие пирожки.

Симптоматично, кроме того, что представители Департамента имущества правительства Москвы не сообщили адреса дома, в котором был куплен гараж за 100 тыс. евро, тогда как, имея эти данные, можно было бы оценить справедливую цену гаража в таком доме. Кроме того, был бы также интересен еще один фактор – марка автомобиля, которым владеет новый собственник самого дорогого гаража, так как традиционно москвичи не платят за гаражи дороже, чем стоит их машина.

Примечательно также, что прежний рекорд по дороговизне гаражей ($113 тыс. за машиноместо), по данным Департамента имущества правительства Москвы, был установлен в январе 2007 года, то есть, когда на рынке жилья также стали появляться признаки стагнации. Наконец, очень важно, что предыдущий рекорд был установлен при продаже гаража, построенного в 2002 году. Это означает, что в течение 5 лет правительство Москвы не могло его продать. И это не удивительно, ведь в 2002 году, по данным Департамента имущества правительства Москвы, машиноместа продавались по цене $1,1 тыс. за 1 кв. м, что соответствовало цене 1 кв. м новой квартиры. Между тем, платить ту же цену за гараж, что и за жилье «для себя любимого», вряд ли привлекательно.

Однако девелоперы не унывали и в течение 5 лет поднимали цены на гараж пропорционально росту цен на квартиры. В итоге, учитывая, что средний размер машиноместа с учетом подъездных путей составляет порядка 20 кв. м, можно сказать, что за 5 лет (с 2002 года, когда гараж был построен и до 2007 года, когда гараж таки удалось продать) стоимость машиноместа выросла более чем в 5 раз. Представители Департамента имущества правительства Москвы связывают такой рост с тем, что на гаражи имеется большой спрос из-за их дефицита. Между тем, за это время стоимость жилья выросла также примерно в 5 раз, однако для продажи квартир не требовалось 5 лет. Таким образом, рост цен на гаражи связан не столько с готовностью населения покупать гаражи, сколько с аппетитами застройщиков. Нередко из-за высоких цен, автовладельцы предпочитают не покупать, а снимать машиноместо.

В итоге, тот факт, что сообщения о рекордных суммах, заплаченных за гаражи, появляется в ситуации стагнации, очень напоминает известный эпизод с продажей квартиры за рекордную сумму, о которой «Индикаторы рынка недвижимости» писали в заметке «На рынке недвижимости продана дорогая «утка». Тогда тоже в СМИ стала распространяться информация о дорогой сделке агентством недвижимости, которое вскоре приостановило свою деятельность на неопределенный срок. Между тем, распространение на фоне кризиса таких сообщений, как показывает мировая практика, обычно является попыткой активизировать приостановившиеся продажи.

Правда, в данном случае сомневаться в самом факте продажи гаража за 100 тыс. евро не приходиться – не такая уж это рекордная сумма. Стоит отметить, в обычной ситуации чиновники не спешат делиться информацией о рекордных сделках, так как они противоречат программе «Народный гараж». Между тем, как писал аналитический центр www.irn.ru в заметке «Цена народного гаража», хотя все возможности для строительства дешевых гаражей есть, правительству Москвы почему-то несмотря на громкие слова программу «Народный гараж» пока, по сути дела, реализовать не удается. А дорогие гаражи строятся в массовом порядке. И, по всей видимости, строятся они не только коммерческими застройщиками, но и правительством Москвы, несмотря на то, что продать их по высоким ценам бывает не просто.

Однако сегодняшняя ситуация, скорее всего, принципиально отличается от обычной. Если раньше так или иначе, но продажи гаражей шли, сейчас их, по всей видимости, просто нет. В условиях потери платежеспособности вопрос о покупке гаража отходит на второй или даже третий план. И вряд ли сообщением о продаже дорого гаража можно побудить людей скупать гаражи по высоким ценам. В итоге, по оценке аналитического центра www.irn.ru, если снижение цен на квартиры будет умеренным, порядка 20%-30%, то стоимость гаражей может снизится гораздо больше, в несколько раз.


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
222 (0 сегодня)

Самые популярные объекты в базе IRN.RU

Цена, продавец
Карта
Адрес, описание
P от 7 000 000
до 28 000 000 руб.
Перейти на официальный сайт Уточняйте цены по телефону
ЖК Пикассо Москва, Западный округ, район Тропарево-Никулино, м. Юго-Западная 1-3, 5-комнатные квартиры Площади : 38 - 157 кв.м. Сдача ГК: 2 кв. 2019 г. м. Юго-Западная, 7 мин. транспортом Озёрная ул., вл.35, к.1 Озёрная ул., вл.35, к.2 Застройщик: ИжВазтехобслуживание.
Проектная декларация на рекламируемом сайте
P от 7 196 500
до 26 044 800 руб.
Перейти на официальный сайт Уточняйте цены по телефону
ЖК Маяковский Москва, Северный округ, район Войковский, м. Водный стадион 1-3, 5-комнатные квартиры Площади : 40 - 136 кв.м. Сдача ГК: 1 кв. 2019 г. м. Водный стадион, 10 мин. пешком Головинское ш., вл.10, к.1 (Северная башня) Головинское ш., вл.10, к.2 (Центральная башня) Головинское ш., вл.10, к.3 (Южная башня) Застройщик: Дорожное ремонтно-строительное управление Северное.
Проектная декларация на рекламируемом сайте
P от 4 516 550
до 13 391 000 руб.
Перейти на официальный сайт Уточняйте цены по телефону
ЖК Лучи Москва, Западный округ, район Солнцево, м. Юго-Западная, м. Румянцево, 4 км от МКАД 1-4-комнатные квартиры Площади : 33 - 100 кв.м. Сдача ГК: 4 кв. 2019 г. м. Юго-Западная, 15 мин. транспортом м. Румянцево, 15 мин. транспортом Производственная ул., вл.6, к.1 Производственная ул., вл.6, к.2 Производственная ул., вл.6, к.3 Производственная ул., вл.6, к.4 Производственная ул., вл.6, к.5 Показать все 6 корпусов Застройщик: Группа ЛСР.
Проектная декларация на рекламируемом сайте