Объекты военной ипотеки дешевеют
На фоне дорожающей недвижимости довольно-таки странно слышать новости об удешевлении активов военной ипотеки, которые частично инвестируются в недвижимость. Аналитический центр www.irn.ru выяснил основную причину этого противоречия.
Три из девяти компаний, управляющих средствами накопительно-ипотечной программы для военнослужащих, согласно предварительным итогам управления средствами военной ипотеки с сентября 2006 года по 1 апреля 2008 года, подведенным Минобороны, показали падение стоимости чистых активов. Больше всего потеряла управляющая компания (УК) «Тройка Диалог», стоимость чистых активов под управлением которой снизилась на 4% до 648,3 млн руб. Второе место заняла УК «Уралсиб» под управлением которой ипотечные активы Минобороны снизились на 3% до 658,5 млн руб. Замыкает тройку лидеров по снижению стоимости активов УК «Лидер», под управление которой ипотечные активы Минобороны подешевели на 1% до 1080 млн руб. При этом стоимость активов у остальных управляющих компаний выросла незначительно. Больше всего - на 2,3%, до 691,6 млн руб. – увеличила бюджетные средства УК «Регион Эссет Менеджмент». Учитывая что за указанный период инфляция составила порядка 18%, можно сказать, что все УК показали отрицательную доходность.
Программа «Военная ипотека» предусматривает инвестирование средств, выделяемых из бюджета на ипотечное кредитование военных. В 2005 году Минобороны провело конкурс по отбору управляющих компаний. Между десятью компаниями-победительницами — «Лидер», «Уралсиб», «Атон-Менеджмент», «КИТ Финанс», «Интерфин Капитал», «Регион Эссет Менеджмент», «Тройка Диалог», «Капиталъ», УК Росбанка, «Регионгазфинанс» — был распределен 1 млрд руб. в равных долях. В дальнейшем деньги поступали траншами. На 1 сентября 2006 года восемь компаний получили в доверительное управление по 676,4 млн руб., компания «Лидер», которой перешли средства выбывшей из программы «Интерфин капитал», получила 1,09 млрд руб.
По словам заместителя начальника управления накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Сергея Усачева, отрицательные показатели работы трех управляющих компаний сказались на всем портфеле Минобороны, и сумма средств, выделенных государством на программу расселения военнослужащих, оказалась ниже ожидаемой. Представители Минобороны уже провели переговоры с управляющими компаниями, показавшими неудовлетворительный результат, и получили гарантию смягчения агрессивной инвестиционной политики. Дело в том, что портфели «Тройки Диалог» и «Уралсиба» на 45% состоят из акций, что и стало в условиях нестабильного фондового рынка основной причиной снижения стоимости активов.
По условиям программы военной ипотеки управляющим разрешено инвестировать исключительно в бумаги котировального списка А1. В этот список на ММВБ входят акции 13 эмитентов, облигации – 70 эмитентов, из которых 24 – правительства регионов и городов, и 8 паев ПИФов, из которых 4 – паи ЗПИФов недвижимости. При этом последние подорожали за тот же период в пределах на 43%-66%. Облигации по определению менее волатильные бумаги, и показать высокую доходность, как, впрочем, высокое падение не могут. Видимо, купить на все предоставленные им средства паи ЗПИФов недвижимости представители УК не смогли и вложились в акции, рассчитывая на высокие доходы. Но нестабильность на фондовом рынке привела к тому, что акции стали дешеветь.
В качестве возможного разрешения проблемы представители Минобороны предлагают расширить список бумаг, разрешенных для инвестирования средств военной ипотеки. «Мы предлагаем разрешить те же инвестиционные инструменты, что существуют сегодня для размещения страховых резервов: котировальные списки А1, А2 и те бумаги, которые имеют рейтинг международного агентства», – цитирует «Коммерсант» господина Усачева.
По оценке специалистов компании «Индикаторы рынка недвижимости», эта мера, действительно, может способствовать повышению эффективности управления средствами, предназначенными для военной ипотеки. Дело в том, что в котировальном списке А2 содержится уже 23 пая ЗПИФов недвижимости. Это значительно расширит возможности управляющих для инвестирования. Но и в этом случае вероятность того, что эффективность управления средствами, предназначенными для военной ипотеки, повысится, невелика.
Самих фондов не так уж много, они закрытые, то есть не наращивают общее число паев, а нынешние владельцы паев не так уж часто расстаются с ними. Кроме того, есть еще одна проблема: ЗПИФы недвижимости испытывают дефицит объектов для инвестирования порученных средств. Все высокодоходные объекты не выводятся собственниками на продажу, а оставшиеся оказываются зачастую высокорискованными. Таким образом, ситуация на рынке складывается крайне не благоприятная для управления средствами военной ипотеки.
В итоге, по оценке аналитического центра www.irn.ru, было бы логично, чтобы управляющие компании не вкладывали средства Минобороны в уже существующие инструменты, а сформировали новые. Например, сформировали на деньги военной ипотеки свои специализированные ЗПИФы недвижимости. Ведь главная задача по управлению этими деньгами – не доход, и не сохранность от инфляции, а сохранность их эквивалента в квадратных метрах жилья, которые на эти деньги может получить военный. В таком случае не важно подешевеют или подорожают паи ЗПИФов недвижимости, важно чтобы они шли параллельно с динамикой цен на рынке жилья, а вероятность этого гораздо выше, чем при существующих правилах управления средствами Минобороны.