Льготная ипотека для банков после ужесточения условий ее выдачи стала убыточной, заявил глава Сбербанка Герман Греф в ходе конференц-звонка в среду, 28 февраля.

«На мой взгляд, это (ужесточение условий выдачи льготной ипотеки — ред.) типичная ошибка в принятии решения. Чем она была продиктована, я сейчас не буду говорить, но очевидно, что банки лишили стимула заниматься ипотекой, потому что она стала убыточной. Кто-то придумал, что банки зарабатывают 5% маржи на ипотеку, но настолько непрофессионально были сделаны выводы, что даже стыдно было слушать. Если бы банки зарабатывали такие деньги, у нас бы сейчас была битва за то, чтобы выдать кредиты. Когда все банки остановили кредитование, и несколько банков только по политическим мотивам продолжали это делать в минимальных объемах, надо, наверное, было посмотреть, что на рынке происходит. Поэтому мы ищем выход, (...) потому что мы вынуждены какой-то уровень ипотеки поддерживать, чтобы обеспечить качество портфеля и выживаемость девелоперских компаний», — цитирует Грефа ИА «Интерфакс».

Он отметил, что еще с начала 2023 года выступал за сокращение государственных ипотечных программ.

«Когда у нас 80% выдач приходится на кредиты с государственной поддержкой, это не нормально. Мы говорили, что если мы так сильно ее раскачаем, то потом сразу же надо думать, как ее останавливать, это будет очень болезненный процесс. Остановка наложилась еще и на борьбу с инфляцией, поэтому очень жесткая остановка. У кого с маржой все хорошо, так это у строителей. В общем, строители должны внести свой вклад в то, чтобы это смягчение произвести. Мы работаем с нулевой рентабельностью, но так, чтобы не работать в убыток. Мы снизили размер комиссий существенно, при этом выдачи по ипотеке падают в разы по сравнению с пиками, если смотреть декабрь 2023 года и наш прогноз на март 2024 года, то разница в выдачах будет составлять в 4 раза. Если сравнивать февраль 2023 года и февраль 2024 года, там, по-моему, уже гэп в два раза. При этом наша доля выдач на рынке не падает, это говорит о том, что рынок сильно затормозился. (...) Нужно находить какие-то решения, которые устраивают все стороны», — заявил глава Сбербанка.