Вчера правительство решило направить в Госдуму законопроект, принятие которого разблокирует застопорившийся в последние годы процесс приватизации земли под предприятиями. После его вступления в силу затраты промышленных предприятий на выкуп земли сократятся с 736 млрд. до 191 млрд руб. В частности, в Москве и Санкт-Петербурге предприятия смогут приватизировать занимаемые ими участки за 20% от кадастровой стоимости, а в других городах — за 2,5%. Одним из приятных для жителей городов последствий принятия этого закона может стать увеличение темпов жилищного строительства, что благотворным образом скажется на ценах выставляемого на продажу жилья.

По словам застройщиков, дефицит участков под застройку является одним из главных факторов, которые не дают им увеличить объемы строительства и предложение на рынке жилья. Зачастую важную роль в создании дефицита участков под застройку играют городские администрации, которые пытаются выжать максимальную прибыль из самого факта выделения такого участка. Как отметили в своих последних выступлениях представители Федеральной антимонопольной службы (ФАС), в ряде регионов ими выявлены факты картельных сговоров между отдельными строительными компаниями и местными администрациями по вопросу выделения земельных участков. В случае, если предприятия смогут выкупить по относительно низким ставкам землю, на которой они расположены, то проблема недостатка участков под застройку решится сама собой. Вместо того чтобы производить в центре крупного города станки, администрация предприятия исходя из экономической целесообразности может принять решение о переносе производства за город и продаже дорогостоящего участка строительной компании.

Помешать этому процессу может включенная по настоянию властей Москвы поправка, разрешающая местным властям в случае перепрофилирования земли под предприятиями требовать доплаты в размере до 80% от кадастровой стоимости. Если местные власти потребуют максимальной доплаты, то экономический эффект от перепрофилирования будет сведен к минимуму. Правда, надо учесть, что не везде кадастровая стоимость близка к рыночной, кроме того, кадастровая переоценка проводится раз в три года, в то время как рыночные цены на участки, как показывает опыт последних лет, могут удвоиться за год. В таких ситуациях даже максимальная доплата не лишит экономического смысла перепрофилирование участка.

Правда, без благосклонности местных властей провести перепрофилирование по-прежнему будет не просто. По словам партнера юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Виталия Можаровского, у местных властей остается немало рычагов, чтобы заблокировать такое перепрофилирование. «Понятно, что наиболее привлекательными для приватизации и последующего перепрофилирования являются объекты в центре столицы, однако земля здесь чрезвычайно насыщена разного рода коммуникациями. И рычагов, чтобы отказать в приватизации объектов, условно ограниченных по расположению Третьим транспортным кольцом, у городских властей более чем достаточно, — отмечает юрист. — Можно указать на неправильно оформленный кадастровый план, несогласованность границ участка, неправильную архитектурную планировку, дефицит электроэнергии и т. д. Возможно, станет легче выкупать участки на окраинах, где земля не имеет под собой развитой инфраструктуры».

В любом случае не стоит рассчитывать на скорый эффект от вносимых поправок. «Вывод предприятий, перепрофилирование новых площадок, возможное строительство на них жилых зданий, продажа квартир в них и т. д. — все это процесс долгий, — отмечает руководитель аналитического центра „Индикаторы рынка недвижимости“ Олег Репченко. — Так что влияние на стоимость жилья данные нововведения если и окажут, то не ранее чем через 3−5 лет».