В «Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года», которую правительство РФ утвердило постановлением № 3268-р от 31.10.2022, отдельного внимания заслуживает, пожалуй, тот факт, что ипотечное кредитование указывается в качестве по-прежнему основного рыночного способа улучшения жилищных условий россиян.

При этом недоступность ипотеки для 50% жителей страны при значении рыночной ставки на уровне 9-10% и отсутствие роста реальных доходов населения названы одними из ключевых вызовов. И скорее всего, 50% — это слишком оптимистичный взгляд на вещи.

В ходе правительственного часа в Совете Федерации вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что еще до конца этого года планируется разработать новые, конкретные меры поддержки ипотеки, которые будут вынесены на рассмотрение правительства и Центробанка.

«Если мы в этом году не примем меры поддержки ипотеки, то в 2024 году мы «упадем», это не вызывает никакого сомнения. Поэтому мы сейчас готовим комплекс мер, мы ряд вопросов уже сделали, но этого недостаточно. Надо с учетом сегодняшней ситуации готовить новые меры, иначе все наши планы не будут реализованы», — цитирует Марата Хуснуллина РБК. (Среди заявленных в стратегии планов, между прочим, обеспечение доступности приобретения, строительства или аренды жилья не менее чем двум третям (67%) граждан страны, сокращение продолжительности инвестиционно-строительного цикла не менее чем на 30% и ввод за период 2021-2030 годов более 1 млрд квадратных метров жилья).

Затем вице-премьер сообщил о намерениях поддержать ипотеку на вторичном рынке жилья и обсудить этот вопрос на уровне президента и правительства. «Если ипотека на вторичном рынке не развивается, то хуже продается ипотека на первичном», — подчеркнул Марат Хуснуллин.

Вторичный рынок — нелюбимое дитя льготно-ипотечного сегмента. Если новостройки государство бросается поддерживать практически при первом намеке на возможные проблемы (что понятно: рухнет строительная отрасль — мало никому не покажется), то на вторичку оно не обратило внимания ни разу. Ну или почти ни разу — сельская ипотека, например, распространяется на покупку вторичного жилья, но эта программа локальная, действующая только на территориях, официально имеющих «сельский статус», и потому общероссийских задач не решающая. А так — да, ни разу.

Хотя разговоры о необходимости подобной поддержки идут постоянно. Более того, участники недавно состоявшегося в Москве Девелоперского форума вообще назвали опасным столь принципиальный разрыв между первичным и вторичным рынком. Но конкретных механизмов поддержки пока не придумано, банки тему двигают не особо, аналитики опасаются появления различных льготно-мошеннических схем, и слова так и остаются словами все последние годы.

Паралич вторичного рынка означает, что первичный недосчитывается покупателей из числа тех, кто готов купить новую квартиру, продав старую. Да и на самом вторичном рынке объем сделок сокращается, поскольку схема действует та же самая: чтобы купить другую квартиру (побольше или поменьше, классом повыше или пониже, в другом районе и так далее), как правило, надо сначала продать имеющуюся.

А как ее продашь, например, в Москве, если по оценке риелторской компании «Инком-Недвижимость», в сентябре объем предложения вторичного жилья составил около 73 тысяч квартир — это на 47% больше, чем в сентябре 2021 года, и при этом произошло резкое падение спроса. То есть, предложений много, но покупатели на них практически не реагируют.

В октябре ситуация, увы, ничуть не улучшилась, даже наоборот. «Главной проблемой вторичного рынка московского региона остается рост объемов предложения на фоне стагнации спроса. За октябрь число квартир в экспозиции увеличилось еще на 20% по сравнению с сентябрем, примерно в равных пропорциях в «старой» Москве, Новой Москве и Подмосковье. В целом за последние три месяца предложение выросло более чем на 60%, достигнув максимальных величин за всю историю рынка. Это главный показатель того, что число желающих продать квартиру сейчас намного превышает число тех, кто готов ее купить. А значит, в ближайшем будущем снижение цен продолжится, а возможно, даже ускорится. Цены реальных сделок уже давно существенно ниже заявленных, по разным оценкам, дисконты составляют 10-20%», — делится наблюдениями руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» Олег Репченко.*

Конечно, появление на вторичном рынке хоть каких-то ипотечных льгот диспропорцию между спросом и предложением полностью не уберет, но может, хотя бы чуть-чуть сгладит. Да и первичный рынок получит свой кусочек пирога в виде прироста покупателей. Посмотрим, может, на сей раз что-то получится.

* Есть в распоряжении Business FM