На фоне роста объема предложения и обострения конкуренции на рынке новостроек Москвы девелоперы стараются вложить в проекты «фишки», которые выделят их на фоне других. На IRN.RU прошло два онлайн-голосования, в ходе которых читатели рассказали о своем отношении к новым планировочным решениям и элементам благоустройства. Мы спросили генерального директора агентства недвижимости «Бон Тон» Наталию Кузнецову, что в реальности предлагается в столичных проектах и как покупатели реагируют на эти новшества.

Какова в целом сейчас примерная доля «необычных» проектов на рынке? Какие элементы позволяют им считаться таковыми?

«Необычными» планировочным решениями на сегодняшнем рынке Москвы и Новой Москвы являются двухуровневые квартиры и апартаменты, со вторым светом, с отдельным входом и с патио, с террасой и собственным выходом на эксплуатируемую кровлю. Эти лоты встречаются довольно редко в проектах, и целевая аудитория такого предложения довольно узкая. Но при этом они создают те самые «изюминки» для потребителя, которые способны выделить конкретный комплекс на фоне других.

На долю проектов с редкими форматами квартир и апартаментов на первичном рынке Москвы приходится порядка 13% (без учета элитного сегмента), бОльшая часть из них – это предложение бизнес-класса. Больше всего распространены двухуровневые квартиры и квартиры с террасами. В некоторых проектах комфорткласса стали чаще встречаться такие форматы, как окно в ванной.

Насколько распространены «европланировки»? Стал ли этот формат уже привычным или все еще считается новшеством? Пользуются ли спросом квартиры, в которых кухня совмещена с гостиной?

На сегодняшний день доля квартир «евроформата» варьируется от 20 до 35% в зависимости от проекта. Число квартир с «европланировками» последнее время растет, что связано с рационализацией жилого пространства и, соответственно, уменьшением бюджета покупки. Количество «евростандарта» варьируется от проекта к проекту и зависит от класса и подхода застройщика к формированию структуры предложения и линейки планировочных решений.

Поэтому в одном проекте «европланировки» могут быть вообще не предусмотрены или предусмотрены в определенном корпусе или секции (в семейном квартале «МИР Митино», к примеру, это корпус 10.1, внутри которого доля «евроформата» составляет 42%), а в другом проекте доля квартир с совмещенной кухней и гостиной может достигать 80% (два ярких примера из комфорткласса и бизнес-класса соответственно – ЖК «Ясеневая 14» от ГК ПИК и ЖК Silver от AFI Development). Среди проектов, находящихся в портфеле АН «Бон Тон», выбор среди «европланировок» довольно большой, например, в проектах комфорткласса «Гринада» и SREDA, где на квартиры с совмещенной кухней-гостиной приходится больше половины планировочных решений. А вот в ЖК «Домашний» доля «евростандарта» невелика и составляет не более 10%. В сегменте бизнес-класса варианты «евродвушкек», «евротрёшек» и даже «еврочетырешек» можно приобрести в ЖК «Западный порт», где доля таких планировок превышает 20%.

Люди привыкают к такому формату. Так, по результатам онлайн-голосования на IRN.RU, объединенная кухня-гостиная была названа самым привлекательным современным планировочным решением – за него проголосовали 25,3% (ред. – полностью результаты онлайн-голосования смотрите в конце статьи).

Многие (24,3%) также называли среди удачных планировочных решений отдельные гардеробные. Есть ли проекты с гардеробными в массовом сегменте или это остается характеристикой дорогого жилья?

Отдельные гардеробные – уже не роскошь, присущая премиальному сегменту, а довольно часто встречающаяся часть планировок даже в комфортклассе. В ЖК «Гринада», например, есть «евротрёшки» площадью 75 кв. м, где у каждой из двух спален предусмотрена собственная гардеробная, у одной из спален – хозяйская ванная комната. В ЖК «Домашний» гардеробные ниши есть не только в крупногабаритных квартирах, но и во множестве однокомнатных вариантов. А в ЖК «Хорошевский» практически в каждой трехкомнатной квартире у каждой спальни будет своя гардеробная комната.

Сейчас некоторые девелоперы предлагают действительно непривычные для нашего рынка вещи – например, террасы, эксплуатируемые кровли. Являются ли такие «фишки» целесообразными и востребованными в условиях нашего климата?

В основном жилые помещения с террасой или эксплуатируемой кровлей представлены на подмосковном рынке жилья, что связано с малой и средней этажностью проектов, а также с наличием экологической составляющей. На первичном рынке Москвы эта опция не получила своего распространения в силу сложности дальнейшей эксплуатации, а также довольно большой нагрузки для совокупного бюджета. Ведь террасы хоть и включаются в общую площадь квартиры с понижающим коэффициентом (порядка 0,5 в зависимости от проекта), но все равно являются нежилой площадью от 18 до 25 кв. м. А на сегодняшний день покупатель предпочитает, наоборот, не переплачивать за «лишние нежилые метры». В случае с террасой эти «нежилые метры» еще и не используемые в течение как минимум четырех месяцев в году в силу погодных условий.

Вторым сдерживающим фактором является дорогостоящая эксплуатация террасы как в летнее время (отвод дождевой воды), так и в зимний период, когда необходимо решать вопрос уборки снега. Тут опять же все зависит от проекта: не исключено, что решать этот вопрос придётся самостоятельно, организовывать электрический подогрев или же оплачивать услуги сервиса уборки в случае, если не предусмотрена эксплуатация террасы со стороны УК.

На сегодняшний день квартиру с террасой на первичном рынке Москвы можно приобрести в следующих проектах бизнес- и премиум-классов: ЖК «Символ», ЖК JAZZ,  ЖК «Серебряный парк», комплекс апартаментов Match Point.

Какие еще новые решения встречаются на рынке? Пользуются ли они популярностью?

Рынок новостроек Москвы предлагает покупателю разные нестандартные варианты. Но здесь следует оговориться, что необычные квартиры – это скорее «изюминка» проекта, «штучный товар на ценителя», да и в рамках общих объемов рынка доля проектов с такими «фишками» невелика. Поэтому, вводя в проект данные лоты, девелопер должен четко понимать ЦА своего продукта и, соответственно, делать ценообразование на данный тип квартир. Если в проекте данные лоты являются единичным предложением, то застройщик делает ценообразование на них с повышением цены на 15-20%. Если это планировочные решения типа окна в ванной, то нагрузки к стоимости не происходит, так как это не создает дополнительной потребительской стоимости.

Давайте поподробнее про «изюминки».

Например, такой особенностью могут быть квартиры с собственным входом. Они подходят тем, кто занимается частной практикой на дому и кому бы хотелось, приобретая квартиру, получить еще и офисную зону. В Москве такие квартиры есть в проектах JAZZ, Studio#12, «Лесопарковый». Приобретая такую квартиру, стоит помнить, во-первых, о дополнительных расходах, связанных с обустройством входных групп и их отоплением в холодное время года, ведь тепловая подушка в виде подъезда будет отсутствовать, а во-вторых, о том, что придомовая территория рядом со входом в собственность не оформляется (для тех, кто мечтает о собственном палисаднике).

В подмосковных проектах весьма популярен формат двухуровневых квартир. Их доля в отдельных ЖК может достигать 10% от общего объема (например, в ЖК «Митино О2», ЖК «Сказка», ЖК «Пятницкие кварталы» и др.). В Москве в сегменте комфорт- и бизнес-классов можно назвать лишь несколько проектов, где можно приобрести двухуровневую квартиру: в ЖК комфорткласса «Поколение» от ФСК «Лидер», в новом ЖК «Грани» от ГК «Основа», а также в уже упомянутых ЖК JAZZ и лофт-квартале Studio#12.

Возможно, самый простой способ добавить оригинальности – это эксперименты с окнами: французские, арочные, окна в ванной и мансардные. Нестандартные окна встречаются в комплексах разного формата. Окна в ванных доступны в ЖК «Поколение», ЖК «Грани», ЖК «Парк Легенд» и ЖК CitiMix. А отличительной особенностью ЖК «Рассказово» в Новой Москве являются французские окна. Окно в ванной комнате очень интересный и противоречивый вариант. С одной стороны, это дополнительный дневной свет в изначально темном помещении, а также вентиляция, а с другой – излишество для планировок на нижних этажах и при близко расположенных секциях/корпусах.

Но ведь не только планировочные решения влияют на спрос. Если смотреть шире, то какие фишки благоустройства используются в новостройках московского региона?

Вопрос благоустройства придомовой территории решается застройщиками по-разному. Поскольку расходы на благоустройство территории входят в расходы застройщика и влияют на экономику проекта, необходимо найти оптимальное сочетание цены и уникальности (фишки) в благоустройстве. Это все влияет на конкурентоспособность проекта, его восприятие целевой аудиторией, а значит, и на его реализацию.

Основными тенденциями в благоустройстве являются: зонирование территории; озеленение; архитектурные элементы или оригинальные скульптуры и art-объекты; доминанта двора, привлекающая внимание.

План благоустройства территории может быть связан с концепцией самого ЖК. Например, в ЖК «Гринада» в основу благоустройства заложена концепция «экофрендли», в рамках которой предусмотрен детский огород, в освещении ландшафта используются солнечные батареи, а для сбора мусора – сортировочные контейнеры.

Похвастаться зонами свободного wi-fi могут такие проекты, как «Гринада», «Мещерский лес», «Эталон-Сити» и Greenpark. Необычные art-объекты можно встретить на территории Perovsky и «Берёзовые аллеи», где предусмотрены необычные скульптуры, посвященные разным видам спорта. Пешеходные аллеи и бульвары, ведущие до значимых точек, есть у таких ЖК, как «Лесопарковый» и Greenpark. Собственная набережная с лодочной станцией и рыбацкими мостками будет у жителей «Ривер Парка». А в ЖК «Нормандия» будет собственный выход на набережную реки Яузы. Вишенка на торте достается будущим жителям «Селигер Сити», у которых будет собственный парк с искусственным водоёмом в центре жилого комплекса.

Насколько необычные решения в планировках и благоустройстве могут повышать себестоимость строительства? Какие из них реально увеличивают цену жилья, а какие работают скорее на имидж?

Красивая благоустроенная территория является неоспоримым конкурентным преимуществом. И при выборе квартиры при сопоставимых ценах покупатель выберет жилье с видом на ухоженную и озелененную территорию. По экспертной оценке, стоимость создания рекреационной зоны и благоустройства территории составляет от 5 до 7% от суммарного объема инвестиций в проект. Чем проект масштабнее, тем меньше это отражается на конечной цене, происходит так называемая «экономия на масштабе». В условиях острой конкурентной борьбы за покупателя застройщик находится перед дилеммой: ему надо предложить потребителю уникальный современный продукт и в то же время соблюсти приемлемый прирост конечной цены.

Расходы на благоустройство различаются в проектах по классам. Так, например, в бюджетном сегменте застройщик сделает экономный вариант благоустройства, а в комфортклассе у потребителя выше требования к проекту, не говоря уже о более дорогих сегментах. Ведь благоустройство придомовой территории является одним из основных факторов, определяющих принадлежность жилого комплекса к тому или иному классу. Именно внешний вид придомовой территории создает первое впечатление у будущих покупателей.

Результаты онлайн-голосований на www.irn.ru :