Вы используете старую версию браузера Internet Explorer. Наш сайт выглядит и работает некорректно в этой версии IE.
Мы настоятельно рекомендуем вам обновить Internet Explorer или использовать другой браузер. В новых версиях браузера устранены проблемы безопасности и добавлены новые возможности.
от
2.8 млн
руб.
от
3.1 млн
руб.
от
1 млн
руб.
от
879 тыс
руб.
Опрос
На сколько дешевле рынка, по-вашему, должна быть «убитая» квартира, чтобы имело смысл ее покупать?
Нажимая кнопку "Ответить", вы соглашаетесь с Политикой защиты и обработки персональных данных
Цены на квартиры в Москве
Стоимость недвижимости в Москве
Наш научный партнер

Реклама на жилых объектах недвижимости: кому достаются деньги

Адвокат Олег Сухов специально для IRN.RU рассказывает, почему жильцы не получают деньги за размещение рекламных конструкций на своих домах

Как говорят независимые аналитики, объем рынка наружной рекламы только в одной Москве составляет более 1/3 общероссийского. Почти 40% доходов приносят рекламные конструкции, размещенные в жилом секторе: на зданиях, в лифтовых, в подъездах и на придомовой территории. Вот только не всегда деньги от рекламы идут на общедомовые нужды или поступают непосредственно жильцам.

Вплоть до последнего времени размещение только одного рекламного баннера на здании в столице стоило от 35 000 рублей в месяц и больше, а рекламные объявления форматом А3 в 1000 лифтов жилых домов обходились рекламодателю в 37 000 рублей за один месяц.

Было бы резонно предположить, что большая часть этих средств поступает непосредственно собственникам квартир или уходит на общедомовые нужды. Тем не менее в средствах массовой информации все чаще появляются упоминания о том, что жильцы даже и не подозревают о своем праве на доходы с подобной рекламы. Денежные средства чаще всего уходят в карманы предприимчивых дельцов от ТСЖ и управляющих компаний.

Почему же это происходит?


Социальная пассивность жильцов
Начну с того, что Жилищный кодекс предоставил собственникам жилых помещений абсолютно все инструменты, необходимые для защиты своих прав. Возьмем, например, порядок согласования размещения рекламных конструкций на зданиях.

Согласно ст. 44 ЖК РФ, данный вопрос находится в компетенции общего собрания собственников жилых помещений. Фактически ей вторит и статья 19 Федерального закона «О рекламе», которая прямым текстом требует получить согласие собственников квартир на размещение рекламы.

Порядок проведения общих собраний также скрупулезно регламентируется Жилищным кодексом. Таким образом, закон предоставляет собственникам надежные инструменты защиты своих прав в сфере использования здания для рекламных целей.

Поэтому в большей степени проблема нарушения законных интересов домовладельцев лежит не в сфере материального права, а в области психологии и правоприменения норм жилищного законодательства.

К сожалению, значительная часть населения проявляет социальную пассивность в общественной жизни, не участвует в выборах и не желает заниматься проблемами многоквартирного дома, в котором сама и проживает. В результате у нечистых на руку дельцов появляются большие возможности для незаконного обогащения.

Как чаще всего на здании появляются рекламные носители? Представитель управляющей компании, председатель ТСЖ или просто местный «активист» вместе с сотрудником рекламного агентства обходят все квартиры и задают жильцам простой вопрос: «Вы не против размещения рекламы на здании (в лифте, в подъезде)?». Если гражданин не возражает, то его просят подписать соответствующую бумагу. Обычно это обычный список жильцов, в котором собственники (или лица, зарегистрированные на жилплощади) ставят подписи напротив своих фамилий. При этом им не показывают протокол общего собрания или договор о размещении рекламных конструкций, т.к. это почти никого и не интересует. А в итоге в подъезде или на здании появляется реклама, за которую жильцы не получают ни копейки.


Правовой путь для защиты своих интересов
Решение данной проблемы лежит в повышении социальной активности и правовой грамотности россиян. Чтобы навести порядок с рекламой, необязательно быть адвокатом или общественным деятелем. Достаточно интересоваться делами управления в своем доме.

Но кроме этого, необходимо знать, что независимо от способа управления МКД (непосредственное, ТСЖ или управляющая компания) решение о размещении рекламных конструкций принимает только общее собрание жильцов и никто больше.

«Процедура созыва и проведения общего собрания, его форма, сообщение о проведении собрания, его компетенция и порядок принятия решения детально регламентированы статьями 44–48 ЖК РФ».

В соответствии с данными нормами, инициатор собрания обязан известить жильцов о его созыве не позднее чем за 10 дней. Он может направить собственникам заказные письма или вручить уведомления под подпись. Сообщение о собрании должно содержать сведения об инициаторе, форме проведения (заочное или обычное), дате, месте и времени, а также вопросы повестки дня. В рассматриваемом случае – это размещение рекламных конструкций в доме или на прилегающей территории.

При этом надо помнить, что для принятия решения о размещении рекламы в МКД требуется только квалифицированное большинство, а именно не менее 2/3 голосов от общего числа домовладельцев. Результаты собрания оформляются протоколом и сообщаются всем жильцам.


Незаконность «псевдоголосования», или позиция российских судов
Теперь о так называемых поквартирных обходах с подписными листами, о которых я уже упоминал выше. Такая практика не имеет ничего общего с порядком заочного голосования и противоречит закону. Статья 47 ЖК РФ указывает, что «Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято без проведения собрания… путем проведения заочного голосования – передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование».

Если исходить из смысла приведенной статьи, то граждане, визируя опросный лист, должны знать, за что они голосуют, быть в курсе повестки дня, видеть ее перед глазами. Более того, российская фемида вообще считает, что заочное голосование возможно только после проведения общего собрания собственников, не набравшего кворума. Например, Ленинградский областной суд, отказывая по апелляционной жалобе, в своем Определении от 31.01.2013 за номером 33-78/2013, недвусмысленно указал, что «в нарушение требований ч. 1 ст. 47 ЖК РФ собрание в форме заочного голосования было проведено по вопросам, которые ранее не были поставлены на голосование на общем собрании собственников в многоквартирном доме, проведенном путем совместного присутствия 05.11.2011 года… а …. решения собственников помещений в нарушение п. 3 ч. 5 ст. 45 ЖК РФ были собраны посредством обхода квартир, а не переданы в место, определенное для их сбора».

Подобного же мнения придерживаются и другие суды России. Например, апелляционная инстанция Саратовского областного суда в своем Определении по делу № 33-7251 11.12.2012 года отметила: «…ч. 1 ст. 47 ЖК РФ прямо предусматривает, что решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по принятой повестке дня могут быть приняты путем проведения заочного голосования только в случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в ч. 3 ст. 45 ЖК РФ кворума».

Приведенные судебные акты лишний раз подчеркивают всю незаконность решений, принимаемых путем поквартирных обходов без надлежащего проведения общих собраний.


Выводы:
Подведу краткие итоги. Тот факт, что собственники не получают доход от рекламных конструкций, размещенных в многоквартирном доме, целиком и полностью лежит на их совести. Закон предоставляет жильцам МКД достаточно эффективные инструменты для защиты и восстановления своих прав. Поэтому если деньги от рекламы не поступают на общедомовые нужды или непосредственно жильцам, то винить им следует в первую очередь себя.

 
Данный материал является аналитическим и не носит рекламный характер.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
2693 (0 сегодня)


Недвижимость в Москве и Подмосковье
Показать все
Предложения января
Район Новые Ватутинки Квартиры в новых корпусах с отделкой. Подземный паркинг и кладовые. Рядом дет.сад и школа. Двор без машин. от 2,9 млн рублейООО "СЗ "Инвесттраст 1" Застройщик: Инвесттраст. Проектная декларация на рекламируемом сайте ЖК "Румянцево-Парк". м.Саларьево Новогодние акции! Скидки на квартиры до 15%. Подземный паркинг. Свободные планировки. Закрытые дворы Застройщик: Лексион Девелопмент. Проектная декларация на рекламируемом сайте ЖК «Изумрудные холмы» Выгодные условия приобретения на квартиры в готовых корпусах. Волоколамское шоссе 8 км. От МКАД. Семейный микрорайон. Звоните! Застройщик: Затонское. Проектная декларация на рекламируемом сайте Город-парк «Переделкино Ближнее» Квартиры комфорт-класса с отделкой и без. Рядом метро "Рассказовка". Дома готовы! Ипотека от 6%. от 5,3 млн руб. Застройщик: Олета. Проектная декларация на рекламируемом сайте ЖК «Царская Площадь». Первая очередь сдана! 5 мин. пешком от м. Динамо. Без % рассрочка. Ипотека от 5,5%. ФЗ-214. Застройщик: Спортивно-развлекательный центр АСГАРД. Проектная декларация на рекламируемом сайте Рядом м. Динамо! Новый жилой комплекс от надежного застройщика! Паркинг. Охраняемая территория. Детский сад. Застройщик: РГ-Девелопмент. Проектная декларация на рекламируемом сайте Город-парк «Первый Московский» Видовые квартиры у леса. Монолитные дома. Увеличенные окна. Двор без машин. Метро "Саларьево". от 4,1 млн руб. Застройщик: Первый Московский. Проектная декларация на рекламируемом сайте Лофт-квартал для жизни и работы. От 9 096 564 руб за 52,46 кв.м.! Отдельный вход. Высота потолков: от 3,5 м. Ключи в 2019 г. м. Марьина роща. Застройщик: KR Properties. Проектная декларация на рекламируемом сайте ЖК Фили Сити 3 мин до м. Фили. Скидки в январе. Рядом парк! Застройщик MR Group Застройщик: ЛАТИРИУС. Проектная декларация на рекламируемом сайте ЖК бизнес-класса "Маяковский" Квартиры в готовых домах от 8,5 млн. руб. Свободная планировка. 600 м. до метро Водный стадион. от 8,5 млн руб. Застройщик: Дорожное ремонтно-строительное управление Северное. Проектная декларация на рекламируемом сайте ЖК Отрада Квартиры от 2,7 млн руб! 5 мин до м.Митино. Рядом озеро, лес. Вся инф-ра построена! от 2,7 млн руб. Застройщик: Отрада Девелопмент. Проектная декларация на рекламируемом сайте ЖК "Городские Истории" Старт продаж! Высокая стадия готовности! Двор без машин! 2 парка в шаговой доступности!1 мин до м Рассказовка. Застройщик: ТПУ Рассказовка. Проектная декларация на рекламируемом сайте Флотилия Квартиры пл. от 52 метров. Монолит-кирпич. апартаменты в готовых домах Звоните! от 130 000 руб/кв м.Флэт и Ко Застройщик: МОСФУНДАМЕНТСТРОЙ №1. Проектная декларация на рекламируемом сайте МФК бизнес-класса Nakhimov Апартаменты с подземным паркингом в престижном районе Черемушки от 4,6 млн руб! Звоните! Застройщик: Бизнес-Центр На Долгоруковской. Проектная декларация на рекламируемом сайте Район «Москва А101» 15 мин. до 3х веток метро. Московская прописка. Дизайнерская отделка. Застройщик. 214-ФЗ от 2,7 млн руб.Группа компаний А101 Застройщик: А101. Проектная декларация на рекламируемом сайте Квартиры в жилом поселке Park Avenue Квартиры от 50 кв.м. Поселок готов. Свой детский сад. Охраняемая территория. Новая Рига, 23 км. Район «Москва А101» 3 ветки метро. Москвоская прописка. Школы, детские сады. 214-ФЗ. Застройщик. от 3,6 млн руб. Застройщик: А101. Проектная декларация на рекламируемом сайте