Прийти в риелторскую профессию проще простого, так как агентства не выставляют жестких требований к соискателям. Но далеко не каждому удается «зацепиться». В статье «Работа риелтора: иллюзии и реальность» были описаны основные сложности профессии и причины неудач. На этот раз речь о том, как добиваются успеха в риелторской деятельности.


Военные, юристы и банковские служащие
Для того чтобы стать риелтором, не нужно иметь профильное образование. «Специальное образование никак не может являться обязательным требованием к будущему риэлтору – хотя бы потому, что соответствующих образовательных программ практически нет, да и курсы и тематические семинары стали появляться уже после кризиса 2009 года», – говорит Галина Гараева, генеральный директор компании «Континент».

Однако хорошим помощником в работе может стать бэкграунд в виде экономического, юридического образования, а также опыт в продажах, считает руководитель направления по связям с общественностью Job.ru Анна Чуксеева. «Распространенной является ситуация, при которой в недвижимость уходят юристы, банковские сотрудники, а также продавцы товаров и услуг. Также риелторами становятся, хотя и реже, военные и госслужащие, которые имеют богатый опыт работы с документами», – отмечает руководитель департамента городской недвижимости компании «НДВ-Недвижимость» Светлана Бирина. По словам эксперта, именно банковским сотрудникам и юристам адаптация и стажировка даются намного легче.

Среди людей, которые приходят в риелторскую сферу без какого-либо опыта работы, в основном, студенты старших курсов и женщины, которые вышли из декретного отпуска. «По моему мнению, совсем без опыта набирают «пушечное мясо» в компании, где берут «количеством» работы, а не качеством», – считает частный риелтор Виктор Куприянов.

Правда, в крупных агентствах существуют специальные курсы для начинающих специалистов. Например, в «МИЭЛЬ» программа для начинающих риелторов состоит из курса лекций, которые читают опытные сотрудники. «В компании развит институт наставничества, обучение на часах агента и круглых столах непосредственно на местах. Практикуется приглашение внешних специалистов и тренеров», – говорит Алексей Шленов, исполнительный директор «МИЭЛЬ-Сеть офисов недвижимости».


Вон из профессии?
Что же делать людям, которые понимают, что с риелторской деятельностью что-то не складывается? Руководитель проекта «Биржа недвижимости АгентОН» Сергей Смирнов дает жесткий совет: «Устроится на другую, более подходящую работу».

Правда, в отдельных случаях может оказаться, что человек просто выбрал не ту специализацию, как с точки зрения сегмента недвижимости (например, элитная недвижимость вместо экономкласса, коммерческая вместо жилой), так и с точки зрения функционала. «В моей практике таких случаев много, – говорит эксперт. – Самый примечательный – старший консультант в нашем проекте Сергей Кузнецов. У него больше восьми месяцев не получалось абсолютно ничего. Он уволился, опустив руки, я вернул его. Просто надо было раскрыть его козыри. Он умело продает агентскую услугу, а вот потом нужен человек, которому он поручает определенный круг задач, с которыми у него происходил «затык».

В прошлом журналист, а ныне управляющий партнер DNA Realty Антон Белых в свое время сменил рынок жилой недвижимости на коммерческую. «Первым направлением, которое мы с партнерами начали развивать, стала аренда квартир с пониженной комиссией. Нам поначалу даже удалось закрыть несколько сделок через знакомых, но потом нас ждало разочарование: на рынке шла ожесточенная борьба за контакты собственников квартир, в том числе с использованием откатов, – рассказывает риелтор. – Иными словами, рынок оказался настолько сложным и непрозрачным, а доходы – настолько незначительными, что их даже не хватало на поддержание операционной деятельности компании. Я понимал, что можно несколько лет биться с матерыми конкурентами, а в итоге так и остаться на дне. Естественно, это меня не устраивало».

В результате было принято решение попробовать свои силы в сфере аренды коммерческой недвижимости. «Мне кажется, что основная причина успеха в торговой недвижимости и провала в жилье состоит в разнице между клиентами и их подходами. Мне и моим сотрудникам намного проще общаться с людьми, принимающими решения о сделке исходя из экономической целесообразности, а не эмоционально и импульсивно, основываясь на субъективных факторах. К тому же рынок квартир в нашей стране, увы, дикий: все спят и видят, как бы «кинуть» друг друга, недоплатить или выжать из заказчика как можно больше денег», – говорит Антон Белых.


Век учись
Еще одна возможность исправить ситуацию – пройти обучение. Специализированного риелторского образования в России не предусмотрено, однако существуют различные программы курсов, тренингов и семинаров, предназначенных для риелторов. Такие программы предлагает, например, «Школа риелторов», а также различные риелторские объединения: Российская гильдия риелторов, Московская ассоциация риелторов. Среди курсов встречаются как общие базовые программы вроде основ риелторской деятельности, так и семинары по отдельным аспектам, которые вызывают сложности на практике: например, «Как работать с ипотечными клиентами», «Как убедить собственника подписать эксклюзивный контракт с комиссией 6%» и т.п.

Порой помочь могут не специализированные риелторские курсы, а психологические тренинги и другие занятия, развивающие отдельные навыки по коммуникабельности и способности убеждать. «Однажды я искала квартиру своему клиенту, нашла походящий вариант, но продавец неожиданно поднял цену и ни в какую не хотел ее снижать обратно. Неделю мы пытались переубедить продавца, но он категорически не хотел слышать наши аргументы, поэтому я обратилась к его агенту – посоветоваться, – рассказывает частный риелтор Светлана Барченкова. – Она пообещала переубедить своего клиента, применив специальную технологию, которую как раз недавно прошла на курсах, а через полчаса перезвонила и сообщила, что клиент уступил в цене. За полчаса она смогла убедить его снизить цену на 500 000 рублей, хотя обычно «бой» идет за каждую сотню».

Однако Сергей Смирнов не рекомендует расценивать курсы как панацею: «Если агент хочет добиться успеха, то ему надо перестать метаться по бизнес-тренерам в поиске «волшебной таблетки». Важно четко определится с методикой работы и выбрать одну. Сфокусировать деятельность на «узком сегменте». К примеру, занимаешься темой аренды торговых помещений, вот и двигайся в этом направлении, концентрируйся на потребностях клиента».


Звездный путь
В рамках агентства риелтору доступен в основном горизонтальный карьерный рост. «Может расти ответственность риелтора, а также стоимость объектов, с которыми он работает», – уточняет Анна Чуксеева. Также по мере профессионального роста риелторам могут предлагать больший процент со сделки – в результате успешный специалист может получать более 50% от принесенных в компанию денег.

Порой риелторам удается добиться и вертикального взлета. Например, с простого брокерства начинали карьеру в недвижимости многие из нынешних владельцев и руководителей крупных и известных агентств: Александр Хрусталев (генеральный директор «НДВ-Недвижимость»), Екатерина Румянцева (основатель и генеральный директор Kalinka Realty), Олег Самойлов (генеральный директор «Релайт-Недвижимость»), Кайдо Каарма (генеральный директор Est-a-Tet), Сергей Рябокобылко (генеральный директор и один из основателей российского офиса компании Cushman & Wakefield) и многие другие.

И все же наиболее распространенный путь для успешных сотрудников агентств – частное брокерство. Светлана Барченкова и Виктор Куприянов начинали работу в агентствах, но в определенный момент поняли, что готовы заниматься этим делом самостоятельно. Основная причина, по словам Виктора Куприянова, – нежелание делиться комиссионными с агентством. Но нужно объективно оценить свои силы, ведь рекламировать себя и объекты, а также искать клиентов придется самостоятельно. Поэтому обычно на просторы частного брокерства уходят специалисты, у которых сформировался серьезный пул клиентов. Лучший помощник – сарафанное радио, большинство клиентов к частным брокерам приходит по рекомендации.

Некоторые выбирают более сложный, зато потенциально более доходный путь – организацию собственной риелторской компании. Интересно, что Антону Белых удалось это сделать, минуя традиционную ступень работы в агентстве. «Сначала я думал устроиться на работу через знакомых в какую-то крупную компанию, постичь в ней азы профессии, а уже потом, возможно, начинать свое дело. Однако к тому времени я так сильно устал от всевозможных начальников, которые точно знали, что и когда мне нужно делать, что понял: я этого больше не перенесу. Поэтому входить на рынок я решил наскоком — сразу создав собственную компанию», – рассказывает он.

Антону повезло: во-первых, нашлись инвесторы, во-вторых, за время работы в журналистике у него появился большой круг полезных знакомств, благодаря которому удалось совершить первые сделки. Благодаря этому, а также верно выбранной сфере и стратегии все сложилось вполне удачно. Выйти на самоокупаемость компания Антона смогла менее чем через год после создания, всего за два года существования было реализовано более 20 000 кв.м торговой недвижимости с месячной совокупной арендной ставкой более $2,5 млн.

Добиться успеха или потерпеть неудачу можно в любой профессии. Однако, по мнению специалистов www.irn.ru, именно в риелторской деятельности инициатива и самостоятельность может привести к наибольшим успехам.