Рассказывает адвокат Олег Сухов специально для IRN.RU

На вступлении в ТСЖ, как это ни странно звучит, можно не только потерять много денег и нервов, но и заработать, поправив как собственное финансовое положение, так и повысив качество проживания в многоквартирном доме. Источником дохода для ТСЖ и его жильцов легко могут стать стены, лифты, двери, придомовая территория и крыша многоквартирного дома. Было бы желание, как говорится.

Например, довольно часто товарищества разрешают рекламным компаниям и организациям повесить информационные доски в лифтах, на входных дверях подъезда, а также на площадке первого этажа в лифтовой. Сдача в аренду рекламных мест стоит дорого и существенно может пополнить бюджет ТСЖ, а также карманы собственников. Например, в доме, где живет автор, информационно-рекламные доски красуются в лифтах и на площадке первого этажа. За счет платы за аренду ТСЖ подновило лифты и даже повесило в них поясные зеркала. Женщины, по крайней мере, довольны.

И если в вашем доме такая реклама тоже присутствует, но вы не получаете ни копейки, а состояние дома оставляет желать лучшего, то можно смело задать резонный вопрос управляющей компании или ТСЖ: «Где деньги, Зин?».

Следующим источником дохода могут стать… рекламные газеты. Читатели легко вспомнят разбросанный ворох рекламных бумаг на площадке первого этажа и почтовые ящики, забитые этой же продукцией. Как правило, рекламный агент или курьер топчется у входной двери подъезда и по домофону звонит в разные квартиры, представляясь почтальоном или участковым, пытаясь проникнуть в заветный дом. Попав на площадку, курьер в лучшем случае набивает почтовые ящики макулатурой, а в худшем – разбрасывает ее по подъезду, вызывая негодование уборщицы. По большему счету подобные действия являются такой же рекламой, за которую не грех и попросить оплату, как это сделал управляющий одного из ТСЖ города Москвы. Выявив две наиболее активные курьерские компании, он направился к ним в офисы и предложил заключить договоры на распространение рекламной продукции в его доме. Одна курьерская служба сразу отказалась от такого «счастья», а вторая заключила-таки договор. Справедливости ради замечу, что законодательно привлечь к ответственности распространителей рекламной макулатуры нельзя. Остается только посадить консьержа или установить видеофоны и не пускать разносчиков в подъезд.

Правда, реклама в лифтах и подъездах это, как говорится, только на «булавки» для ТСЖ. Основной доход собственники могут получить с размещения баннеров на стенах домов и обустройства парковок. Здесь действительно есть, чем «поживиться».

В основном рекламу на зданиях размещают крупные компании с миллионными оборотами, например: «Мегафон», Coca-Cola, дилеры Toyota, «Ваза» и подобные им. Мелкие фирмы просто не потянут подобную аренду. Специалисты из рекламных агентств утверждают, что один баннер на внешней стене дома может принести жильцам от 100 000 до 2 млн рублей в год в зависимости от размера плаката и места расположения здания. Спорить не буду. Расценки на рекламу не мой профиль.

Со своей стороны отмечу, что решение о размещении такого баннера в соответствии со ст. 44 Жилищного кодекса РФ и ст. 19 Федерального закона РФ «О рекламе» могут принять только собственники квартир. Для начала созывается общее собрание жильцов, где участники голосуют по данному вопросу. Решение считается принятым, если за или против размещения проголосовало не менее 2/3 от общего числа владельцев помещений. После этого оформляется протокол. Если жильцы проголосовали против, то вопрос считается закрытым. А если за, то участники собрания должны обсудить и утвердить основные условия рекламного договора. В частности, надо согласовать размер баннера, определить, на какой срок «творение» рекламной индустрии «украсит» стену здания, какова цена квадратного метра, кто будет представлять ТСЖ при заключении договора, а также, куда пойдет прибыль от оказанной услуги: в карманы собственников или на общедомовые нужды.

Идем далее. Крыша дома тоже может быть использована для установки баннера, вывески, а также антенны для усиления сигнала сотовой связи. Впрочем, общее собрание собственников очень редко разрешает установку усилителей на крыше, справедливо полагая, что они вредят здоровью жильцов. Ну, так оно и есть на самом деле. Года два назад один из сотовых операторов в Санкт-Петербурге пытался установить усилители в старом городе на крышах трех высоток, однако жильцы отказали наотрез. Так что деньги не всегда играют главную роль. Как не сыграли они ее, когда предприниматели в одном из сибирских городов хотели создать на крыше многоэтажки ночной клуб. Деньги предлагались немалые, но общее собрание собственников проголосовало против открытия заведения – спокойный ночной сон дороже, знаете ли.

Еще один способ получения дохода – это организация платной парковки. Участники ТСЖ вправе получать плату от владельца частной автостоянки, если последняя расположена на придомовой территории. Товарищество может организовать платную парковку и самостоятельно. Для этого опять же следует провести общее собрание, на котором получить не менее 2/3 голосов в пользу организации автостоянки. Затем подготовить и подать документы в районную администрацию. Не следует жадничать и надо помнить, что парковка на 11-50 машино-мест не должна располагаться ближе чем в 15 метрах от фасада дома, а на 51-100 машино-мест — в 25 метрах от здания. Учитывая хронический дефицит автостоянок, доход обещает быть очень даже неплохим.

Правда, бывают и прямо противоположные случаи, когда товарищества самовольно забирают землю под автостоянку. В 2013 году в Москве рассматривалось дело о самозахвате придомовой территории многоквартирного здания. Одно из соседних ТСЖ совместно с банком в прилегающем доме самовольно огородило место, поставило шлагбаум и начало «стричь купоны» с владельцев машин. Суд, понятно, вынес решение о сносе парковки и освобождении чужой территории.

И в завершение несколько слов об эксплуатации подвалов и чердаков.

Довольно часто деятельные местные чиновники или хитроумные руководители ТСЖ приспосабливают подвалы, чердаки для личных нужд или сдают их в аренду и потихоньку извлекают доход в свою пользу. Так, в одном из подмосковных домов «многомудрый» управляющий ТСЖ, как говорят в народе, «втихаря» сдал племяннику подвал, где бизнесмен открыл багетную мастерскую. Жильцы, понятное дело, возмутились и на общем собрании потребовали долю от доходов. Однако, когда о таком бизнесе узнали местные органы власти, то они очень быстро «прикрыли лавочку». Все дело в том, что даже если все собственники ТСЖ радостно проголосуют за сдачу в аренду подвала или чердака, пускать в эти помещения посторонних все равно запрещено, потому как они предназначены только для размещения технических коммуникаций. Хотя, если быть до конца точным, планировка некоторых домов предусматривает возможность использования подвалов для хозяйственных нужд, и если они предусмотрены проектом здания в таком качестве, то ТСЖ, конечно, вправе сдавать их.

При всей кажущейся простоте получения денег законодательство о ТСЖ имеет множество нюансов и туманных норм, в которых под силу разобраться только грамотному юристу. Учитывая данный факт, настоятельно рекомендую при заключении договоров на размещение рекламы, организации парковок, а также иных сделок, связанных с собственностью товарищества, обращаться к адвокату или в юридическую консультацию. Так оно будет правильнее.