Вы используете старую версию браузера Internet Explorer. Наш сайт выглядит и работает некорректно в этой версии IE.
Мы настоятельно рекомендуем вам обновить Internet Explorer или использовать другой браузер. В новых версиях браузера устранены проблемы безопасности и добавлены новые возможности.
от
2.8 млн
руб.
от
3.1 млн
руб.
от
1 млн
руб.
от
879 тыс
руб.
Опрос
На сколько дешевле рынка, по-вашему, должна быть «убитая» квартира, чтобы имело смысл ее покупать?
Нажимая кнопку "Ответить", вы соглашаетесь с Политикой защиты и обработки персональных данных
Цены на квартиры в Москве
Стоимость недвижимости в Москве
Наш научный партнер

Стрит-ретейл: где кончается бизнес и начинается комфорт жизни

Найти совместный интерес девелопера и ретейлера

Недостаток торговых помещений на первых этажах жилых домов – это проблема не только розничных торговцев, как мелких, так и сетевых; как брендовых, так и малоизвестных. В столичных спальных районах, во вновь формируемых административных кластерах Большой Москвы она вышла за пределы компетенции ретейлеров: нехватка пригодных для street-retail помещений в районах комплексной жилой застройки ставит под угрозу саму идею комфортной среды обитания людей.

Жителям спальных районов достаточно оглянуться, выйдя из дома. Под боком всегда есть минимум пара парикмахерских, не так ли? Хотя многие предпочитают делать прически у «своих» мастеров, иногда ездя на другой конец города.

В то же время часто рядом с домом негде купить хлеб, овощи, молоко или яйца. Даже за сигаретами часто нужно бежать подальше. Но это продукты повседневного спроса, а услуги парикмахера нужны обычно раз в месяц. Не стоит даже заикаться о том, чтобы рядом с домом было кафе, в котором подавались завтраки: почему-то подобное в спальном районе воспринимается как небывальщина, о которой только пишут западноевропейские и американские писатели. Почему? Не окупается?

А как же тогда процветают небольшие отдельно стоящие кафе из быстровозводимых конструкций, которые еще и построить надо, а не элементарно арендовать?

Ответ выглядит просто и неприглядно. Девелоперам жилья строить качественные помещения на первом этаже, пригодные для магазинов, аптек, кафе – невыгодно, это удорожает весь проект, заставляет повышать цены на квартиры. Выгоднее оставить блоки квартирного типа, которые можно использовать под мелкие офисы, например, для нотариусов или мини-представительств агентств недвижимости. Или местной власти отдать под кабинеты для «центров социальной защиты», ДЕЗов и т.д.

«Мы с вами никогда не встретимся, – заявил председатель совета директоров «Домус-Финанс» Павел Лепиш, адресуясь к ретейлерам. – Сейчас я вам неинтересен; объекты, которые я строю, привлекут вас через четыре года, когда в новом районе будут проживать 5000 человек. Но тогда я уже распродам все помещения и мне будете неинтересны вы».

А в оставшихся помещениях могут расположиться разве что салоны красоты, потому они плодятся в таких масштабах. Им не нужны ни повышенные требования по электромощностям, ни (как для общепита) специальное канализационное оборудование с жироуловителями. Ни углубленные помещения без несущих стен, ни витринные окна… Ничего из того, что составляет суть street-retail для формирования комфортной среды проживания.


Первые этажи крупнопанельных домов

Источник: RRG

  • Большое количество несущих стен
  • Малая высота потолков
  • Отсутствие витрин
  • Ограниченная видимость
  • Неглубокие помещения
  • Строгие санитарные требования (например, по времени работы общепита)
  • Отсутствие технологических решений и инженерных нагрузок (электричество, канализация)

Почему так происходит? Девелопер приходит в архитектурное бюро и дает техническое задание на проектирование жилого здания, объясняет Анна Иванова, директор по развитию Rumpu. Квартирография занимает три страницы с подробнейшим изложением того, что требуется. А в конце пишется три строчки: нужны коммерческие помещения на первом этаже общей площадью около 10% от площади здания. Если задается вопрос о целевом использовании помещений, в лучшем случае дается ответ: «Что-то типа офисных».

И столичная действительность в спальных районах чаще всего выглядит так.


Проблемы традиционной застройки – некомфортная окружающая среда

Источник: RRG

  • Типовая «спальная» застройка
  • Большие открытые пустующие пространства, пустыри
  • Отсутствие инфраструктуры, предприятий торговли, услуг, развлечений
  • Отсутствие привлекательных пешеходных зон
  • НЕ комфортность, НЕ человечность, НЕ безопасность, СКУКА

А как нам хотелось бы жить? Ответ на этот вопрос в докладе Дениса Колокольникова, председателя совета директоров группы компаний RRG, и Айдара Галеева, руководителя департамента консалтинга компании на заседании специализированной секции street-retail Российского совета торговых центров (РСТЦ), подготовленной совместно с группой компаний RRG на прошлой неделе, 4 февраля.


Принципы нового урбанизма
1. Удобство для пешеходов - 10-минутная пешеходная доступность до большинства бытовых и социальных объектов, дружественный пешеходам дизайн узких улиц с медленным движением транспорта и пешеходных улиц без машин, проработанный дизайн подъездов, окон и дверей, наличие парковочных мест, скрытых автостоянок и гаражей на задней линии застройки.

2. Развитая уличная сеть из иерархии узких улиц, бульваров и аллей разрежает автомобильное движение и облегчает пешее движение, что делает пешие прогулки удовольствием. Более широкое использование велосипеда, роликовых коньков, самокатов и ходьбы.

3. Многофункциональность и разнообразие – люди, разные по возрасту, уровню дохода, культуре и расе живут в районах и кварталах, где магазины, офисы, квартиры и дома находятся в тесном соседстве. Разнотипная застройка предоставляет широкий диапазон домов по размеру, типу, цене в непосредственной близости друг от друга.

4. Качество архитектуры – человеческий масштаб, красота, эстетика, комфорт и создание «ощущения места».

5. «Центр». У каждой общины, города, региона есть свое собственное лицо, воплощенное в ее центре. Центром может быть общественное здание или храм, площадь и даже транспортный узел. Центр служит идентичности жителей и должен быть «центром притяжения жизни населения».


Источник: RRG

6. Увеличение процента застройки - большое число магазинов и сферы услуг в непосредственной близости от жилья и места работы для облегчения пешей доступности и более эффективного использования территории, создания более удобного и приятного места для жизни.

7. Экоустойчивость - минимальное воздействие деятельности человека на экологию, применение экологически чистых технологий и т.п.


Функции помещений стрит-ретейла в районах массовой застройки:

  • Размещение необходимых жителям предприятий торговли и услуг;
  • Разнообразие архитектурного облика района;
  • Разнообразие предприятий торговли и услуг;
  • Разнообразие использования территории;
  • «Якорь» в организации общественных пространств – на торговой улице кипит жизнь;
  • Места приложения труда;
  • «Очаги безопасности».

Наличие/отсутствие помещений street-retail в районах массовой застройки, их объем и размещение – это не только вопрос предприятий торговли и сферы и услуг, это прежде всего вопрос комфортности проживания.


А власть?
Власть с удивлением задает вопрос: а что, сейчас делается что-то неправильно? Так давайте создадим комиссию, поговорим об этом. Может быть, нужно сделать инструкцию, обязывающую застройщиков предусматривать определенные площади на первом этаже? По крайней мере, такова была реакция Никиты Кузнецова, заместителя директора департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка Минпромторга РФ, на доклады экспертов во время заседания секции РСТЦ.

Может быть, нужно. Но нужно ли заниматься этим федеральной власти? Может быть, более необходимо, чтобы об этом задумались Москомархитектура и главный архитектор Москвы? Положительный опыт есть. Район Марьино, построенный ударными темпами, просто напичкан торгово-развлекательной инфраструктурой. Как-то смогли тогда продумать эту сторону вопроса проживания.

 
Данный материал является аналитическим и не носит рекламный характер.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
2027 (0 сегодня)

Самые популярные объекты в базе IRN.RU

Цена, продавец
Карта
Адрес, описание
P от 6 736 000
до 41 941 800 руб.
Перейти на официальный сайт Уточняйте цены по телефону
ЖК Studio#12 Москва, Северо-Восточный округ, район Марьина роща, м. Марьина роща 1-5-комнатные апартаменты Площади : 39 - 314 кв.м. Сдача ГК: 4 кв. 2019 г. м. Марьина роща, 16 мин. пешком 12-й пр-д Марьиной рощи, д. 8, к.1 12-й пр-д Марьиной рощи, д. 8, к.2.2 12-й пр-д Марьиной рощи, д. 8, к.3 Застройщик: KR Properties.
Проектная декларация на рекламируемом сайте
P от 9 192 000
до 31 393 800 руб.
Перейти на официальный сайт Уточняйте цены по телефону
ЖК Царская площадь Москва, Северный округ, район Беговой, м. Петровский парк, м. Динамо Студии, 1-4-комнатные апартаменты Площади : 37 - 108 кв.м. Сдача ГК: 1 кв. 2019 г. м. Динамо, 8 мин. пешком Ленинградский пр-т, вл. 31, Александровский, к.В Ленинградский пр-т, вл. 31, Александровский, к.В Ленинградский пр-т, вл. 31, Екатериниский, к.Б Ленинградский пр-т, вл. 31, Екатериниский, к.Б Ленинградский пр-т, вл. 31, Петровский, к.А Показать все 7 корпусов Застройщик: Спортивно-развлекательный центр АСГАРД.
Проектная декларация на рекламируемом сайте
P от 10 071 000
до 43 368 200 руб.
Перейти на официальный сайт Уточняйте цены по телефону
ЖК Фили Сити Москва, Западный округ, район Филевский парк, м. Фили 1-5-комнатные квартиры Площади : 45 - 146 кв.м. Сдача ГК: 1 кв. 2020 г. м. Фили, 7 мин. пешком Багратионовский пр-д, вл.5, к.1 Багратионовский пр-д, вл.5, к.3 Застройщик: ЛАТИРИУС.
Проектная декларация на рекламируемом сайте

Недвижимость в Москве и Подмосковье
Показать все
Предложения января
ЖК Бизнес-класса Big Time. Высокая скорость строительства. Видовые квартиры. Подземный паркинг. 10 минут пешком до метро. От 5,6 млн руб. от 5,6 млн руб. Застройщик: ПАК ДЕВЕЛОПМЕНТ. Проектная декларация на рекламируемом сайте Флотилия Торопитесь! Новые апартаменты в готовых домах. Площадь от 52 до 172 кв.м. Монолит-кирпич. от 130 000 руб/кв м.Флэт и Ко Застройщик: МОСФУНДАМЕНТСТРОЙ №1. Проектная декларация на рекламируемом сайте МФК бизнес-класса Nakhimov Апартаменты с подземным паркингом в престижном районе Черемушки от 4,6 млн руб! Звоните! Застройщик: Бизнес-Центр На Долгоруковской. Проектная декларация на рекламируемом сайте Район Новые Ватутинки Квартиры в новых корпусах с отделкой. Подземный паркинг и кладовые. Рядом дет.сад и школа. Двор без машин. от 2,9 млн рублейООО "СЗ "Инвесттраст 1" Застройщик: Инвесттраст. Проектная декларация на рекламируемом сайте Квартиры в жилом поселке Park Avenue Квартиры от 50 кв.м. Поселок готов. Свой детский сад. Охраняемая территория. Новая Рига, 23 км. ЖК «Изумрудные холмы» Выгодные условия приобретения на квартиры в готовых корпусах. Волоколамское шоссе 8 км. От МКАД. Семейный микрорайон. Звоните! Застройщик: Затонское. Проектная декларация на рекламируемом сайте Город-парк «Первый Московский» Видовые квартиры у леса. Монолитные дома. Увеличенные окна. Двор без машин. Метро "Саларьево". от 4,1 млн руб. Застройщик: Первый Московский. Проектная декларация на рекламируемом сайте Город-парк «Переделкино Ближнее» Квартиры комфорт-класса с отделкой и без. Рядом метро "Рассказовка". Дома готовы! Ипотека от 6%. от 5,3 млн руб. Застройщик: Олета. Проектная декларация на рекламируемом сайте ЖК "Городские Истории" Старт продаж! Высокая стадия готовности! Двор без машин! 2 парка в шаговой доступности!1 мин до м Рассказовка. Застройщик: ТПУ Рассказовка. Проектная декларация на рекламируемом сайте ЖК "Румянцево-Парк". м.Саларьево Новогодние акции! Скидки на квартиры до 15%. Подземный паркинг. Свободные планировки. Закрытые дворы Застройщик: Лексион Девелопмент. Проектная декларация на рекламируемом сайте ЖК Отрада Квартиры от 2,7 млн руб! 5 мин до м.Митино. Рядом озеро, лес. Вся инф-ра построена! от 2,7 млн руб. Застройщик: Отрада Девелопмент. Проектная декларация на рекламируемом сайте Цветочные поляны Новые студии, 1-4-комнатные квартиры. Площадь от 21 до 118 кв.м. Монолит. Уточняйте подробности по телефону. Застройщик: Старолесье. Проектная декларация на рекламируемом сайте Район «Москва А101» 3 ветки метро. Москвоская прописка. Школы, детские сады. 214-ФЗ. Застройщик. Новая Москва от 4 млн руб. Застройщик: А101. Проектная декларация на рекламируемом сайте Район «Скандинавия» 15 мин. до 3х веток метро. Московская прописка. Застройщик. 214-ФЗ. Новая Москва от 3.6 млн руб.Группа компаний А101 Застройщик: А101. Проектная декларация на рекламируемом сайте