Квартиры в Подмосковье сами по себе намного дешевле столичных, однако их эксплуатация обходится дороже. При этом экслуатационные издержки могут сильно отличаться в зависимости от политики управляющей компании. Поэтому в Подмосковье эксплуатация жилья – более серьезный, чем в Москве, нюанс, на который стоит обратить внимание при покупке квартиры, будь то в новостройке или на вторичном рынке. О тонкостях формирования тарифов и нюансах отношений с управляющей компанией рассказал генеральный директор УК Clever Estate Сергей Креков в ходе онлайн-конференции «Подводные камни эксплуатации новостроек: как не разориться на коммунальных платежах?».


Почему в Москве эксплуатация недвижимости дешевле, чем в Подмосковье и других регионах России?

В каждом субъекте Российской Федерации устанавливаются определенные тарифы, которые в свою очередь утверждают органы исполнительной власти субъекта, на основании статьи 157 ЖК РФ. Разница тарифов между Москвой и Московской областью обусловлена тем, что тарифы в городах Подмосковья, устанавливаемые местными администрациями, в целом выше, чем в Москве. Так, в Москве обслуживание и эксплуатация жилого дома имеет единый тариф – 24 руб. 53 коп. за квадратный метр. В городах Московской области нет единого тарифа; каждая администрация устанавливает свой. Но в Подмосковье и в целом по России он выше, чем в Москве. На первом месте по дешевизне коммунальных услуг находится Москва, затем идет Подмосковье, а затем регионы.

Неравенство эксплуатационных тарифов между Москвой и областью обусловлено еще и тем, что за последние четыре года тарифы в Москве искусственно сдерживали, в отличие от Подмосковья и других регионов России. Если мне не изменяет память, в Московской области тарифы за это время поднимались не менее четырех раз.

С другой стороны, на то, что в Москве самая низкая стоимость эксплуатации, оказывает влияние и чисто экономический, я бы даже сказал, математический фактор: плотность населения и количество квадратных метров жилья на один гектар. В Москве она очень велика. А чем выше плотность населения, тем ниже себестоимость услуги. В структуре себестоимости обслуживания до 60% составляет стоимость наемного труда, и для большого города с высокой плотностью населения она, себестоимость, будет ниже, чем в Подмосковье, где плотность населения неоднородна, даже если рассматривать города-спутники. Конечно, если мы посмотрим на тарифы городов-миллионников с высокой плотностью населения, мы увидим, что ценовой креатив местных администраций в большинстве случаев перекрывает экономический фактор.


Какая квартира окажется экономичнее с точки зрения оплаты коммунальных и эксплуатационных услуг – на вторичном рынке или в новостройке?

Я, наверное, посоветовал бы вторичный рынок. При покупке новостройки вы рискуете получить тарифы за эксплуатацию кратно выше, чем на вторичном рынке, благодаря манипуляциям застройщиков.


Что лучше: собственная управляющая компания застройщика или сторонняя?

Сразу поясню: мы – компания рыночная, неафиллированная с застройщиками. Этим мы, наверное, отличаемся от других. И у нас есть только что вышедшие новостройки, которые мы эксплуатируем как управляющая компания. И я как генеральный директор думаю, что после того, как мы эти проекты закроем, мы в принципе больше не будем работать с объектами новой застройки без истории эксплуатации. Дело в том, что наше появление на объекте, появление компании с рынка, всегда осложняет жизнь застройщику. Он должен сдать нам объект в готовом виде; в ином виде мы его к эксплуатации не примем. С одной стороны, мы действуем в интересах собственника, с другой стороны, и в своих интересах: мы не хотим, чтобы нас переизбрали на первом же собрании. Готовое к продаже жилье должно быть определенного качества: есть же качество у масла, маргарина и так далее. Сейчас застройщики практически не сдают объекты в полной готовности. Я как генеральный директор управляющей компании могу потребовать это у застройщика, но это полный абсурд. От этого плохо и нам, и владельцам квартир, которые как можно скорее хотят въехать в недостроенное жилье.

В качестве примера могу привести типичную ситуацию. Застройщик не доделал определенный перечень работ. Мы из-за того, что он их не доделал, не можем подать, допустим, необходимый объем электроэнергии, и подаем ее по временной схеме. Тем временем жильцы начинают активно заселяться и делать ремонт. И из-за того, что у нас дефицит энергии, мы вынуждены частично обесточивать места общего пользования, например лифты, и в том числе вынуждены недодавать энергии для системы пожаротушения, которая отвечает за безопасность. А при активном заселении дома и таком состоянии, когда система пожаротушения работает не на полную мощность, мы обязаны вызвать МЧС и через них закрыть объект. Потому что он небезопасен. Но попробуйте закройте! Люди активно сопротивляются; они столько времени ждали эту квартиру и хотят вселиться, не взирая ни на что.

То есть на сегодняшний момент до тех пор, пока потребитель будет подписывать акт приемки-передачи в доме, не готовом к эксплуатации, и заселяться в него, ситуация не поменяется никак. Сейчас же при сдаче дома покупатели массово подписывают акты приемки-передачи дома, который принимать нельзя, и часто – по очень серьезным параметрам.

И в этой ситуации, такая управляющая компания, как наша, активно мешает всем: и застройщику и собственнику. Я хочу защитить свои риски и не готов принимать недоделку, а собственники хотят заселиться. И пока эта ситуация существует, я считаю, что выхода, кроме УК от застройщика, на которую посыплются все шишки, нет.

В идеале уже на этапе строительства со стороны рыночной, неангажированной управляющей компании должен осуществляться технический надзор. Управляющая компания должна контролировать не столько конструктив, сколько монтаж инженерных систем. Впоследствии они же должны участвовать в сдаче дома. И подписывать акт ввода объекта в эксплуатацию.


Какие коммунальные услуги могут отключить за неуплату, а какие – не имеют права отключать?

За неуплату коммунальных услуг не могут отключить отопление и холодное водоснабжение. Это почти невозможно технически в силу инженерии наших домов. Как выражаются сантехники, «центральный стояк» перекрыть нельзя, он снабжает водой и отоплением весь дом.

Что касается отключения электроэнергии, то ее могут отключить, и таких прецедентов полно и в Москве, и в Московской области. Но это не будет неожиданностью: при отключении электроэнергии есть свой порядок уведомления. Также отключению предшествует серия штрафов. За неуплату могут отключить и канализацию, посредством перекрытия трубы с помощью специального клапана.

Что надо отслеживать, если уж настала такая ситуация, чтобы вас отключали именно за ту статью, по которой не поступает оплата. Если вы не оплачиваете электроэнергию, управляющая компания не может лишать вас возможности пользоваться канализацией и наоборот.


Как оплачивается содержание и коммунальные услуги на общедомовых площадях? И как проверить, не ворует ли на этом управляющая компания?

Если принять общий объем потребляемых ресурсов, которые вы оплачиваете как коммунальные услуги, за 100%, то на места общественного пользования (их называют МОП) идет определенный процент, и вы его тоже оплачиваете. Цена варьируется в зависимости от класса дома. Единственно правильный показатель в этом случае – счетчики. Без них никак не проверить реальность объемов потребленных ресурсов в МОП. Через них можно контролировать расходы управляющей компании. Во всех остальных случаях это невозможно и бездоказательно.

Но могу вам сказать, если ваша управляющая компания по вашей просьбе приведет вас к счетчикам, скорее всего, вы ничего не поймете. Нужно запрашивать проекты инженерных сетей, в которых отражены места установки приборов учета. Важно не просто увидеть счетчик, но и знать его первичные показатели. Можно сделать запрос в управляющую компанию, на основании чего они потребляют для МОП именно такой объем ресурсов. Если они вам предложат некую формулу расчета – вы не сможете ее оценить, так как у вас нет никаких приборов учета. Если скажут, что сумма выставлена на основании приборов учета – нужно запросить их показания и расшифровать их. Но непрофессионалу, повторюсь, это очень сложно.


Кому предъявлять претензии, если в квартире зимой холодно?

У нас в стране существуют нормативы (САНПиН), регламентирующие температуру в помещении. В холодное время года она не должна быть ниже, чем в пределах 20-22 градуса Цельсия, или не ниже 18 градусов в режиме вентилирования. Если у вас с окнами и радиаторами все в порядке, а в квартире холодно, обратитесь в управляющую компанию. Возможно, в системе образовалась воздушная пробка. Бывает и так, что МОЭК (если речь идет о Москве) подает низкие температуры, бывает, что тепловой узел сделан с нарушением и отступлением от проекта и физически не может обеспечивать необходимый температурный режим. В любом случае, вы направляете претензию тем, кто оказывает вам эту услугу, а они уже должны разобраться. Что касается доказывания вашей правоты, пригласите представителей управляющей компании к себе домой, составьте двухсторонний акт, зафиксируйте показания термометра.


Кому жаловаться на управляющую компанию – в жилищную инспекцию или в прокуратуру? Что эффективнее и скорее возымеет действие?

Думаю, что никакие жалобы на управляющую компанию ни в какие органы не возымеют адекватного действия. Управляющие компании давно научились юридически грамотно отвечать на вопросы жильцов, а жаловаться прокурору или судиться с управляющей компанией ради расхождений в квартплате – неэффективно и нерентабельно. Для смены управляющий компании есть другие, более эффективные механизмы – общее собрание жильцов и открытый конкурс.

Ответы на другие вопросы читайте на странице онлайн-конференции «Подводные камни эксплуатации новостроек: как не разориться на коммунальных платежах?».

Узнайте, как провести онлайн-конференцию на www.irn.ru