Этим летом власти приняли эпохальное для Москвы решение: территория города будет увеличена сразу на 160 000 га, то есть более чем 2,5 раза. В состав столицы войдут 22 подмосковных муниципальных образования, расположенных на юго-западе области, в районе Киевского, Калужского и Варшавского шоссе. На юге Москва будет фактически граничить с Калужской областью. В «Новую Москвы» планируется переселить столичных и федеральных чиновников, а также бизнесменов, для которых там построят Международный финансовый центр. О том, как расширение границ столицы отразится на жизни простых москвичей и жителей новых территорий, рассказал депутат Московской городской думы Михаил Москвин-Тарханов в ходе онлайн-конференции на www.irn.ru «Новая Москва»: утопия или реальный способ решения проблем столицы?».

Как могут вырасти цены на землю и недвижимость в «Новой Москве» и когда это произойдет?

Цены уже начали расти, так как ожидается комплексное развитие территории и перенос федерального центра. Уже появились спекулянты. Работающие и на понижение (напугать, убедить граждан скорее продать участок), и на повышение (продать, расписывая перспективы). Общий тренд будет на повышение стоимости земельных участков, но без нового генерального плана, особенно, без понимания того, где будет расположен сам федеральный комплекс зданий, точного знания ни у кого быть пока не может. Примерно через год, если все будет нормально, будем уже понимать, где и как будут меняться цены. Но общий совет – пока держать и не продавать земельные участки спекулянтам. Здесь есть риски, но они минимальны, так как работать с гражданами будут очень внимательно и все имущественные права и законные интересы учитывать в максимальном объеме.


Почему Москва увеличивается не равномерно во все стороны, а только какой-то прямоугольник одного округа, причём самого дорогого?

Совсем не самого дорогого, а малонаселенного и не очень развитого. Дорогие направления: Новорижское, Ленинградка, Минка, Рублевка, Ярославка. На юге есть большие возможности для развития. Это первое. Если же мы будем равномерно расширяться, значит, будут новые кольца и радиусы, а нам надо переходить к другой планировочной структуре, как в современном городе, а не средневековом, когда дороги строились на месте бывших крепостных стен. Это второе. И, наконец, мы берем то, что область согласилась нам отдать, на что у нее самой не хватает сил и средств, а дареному коню в зубы не смотрят.

Территория выбрана превосходно. Можно маневрировать с инфраструктурой, учитывать интересы людей, сохранять природу, вести малоэтажное и стимулировать индивидуальное строительство. Нам нужен цивилизованный пригород, а не продолжение Москвы в том виде, как сейчас, со всеми проблемами. Замечательно, что именно этот кусок территории нам выдают. Всего-то 3% земли области, а для Москвы спасение!


Не кажется ли вам, что предлагаемый для присоединения к Москве «кусок» территории Московской области является чрезмерным для ее реального освоения силами и средствами столицы?

То, что территория большая, позволяет маневрировать при разработке генплана, чтобы максимально учесть интересы всех людей. Всю ее застраивать, конечно, никто не собирается. Процентов 20 уже хорошо. Остальное – леса, парки, рекреации, общественные территории, дороги, водоемы – просто благоустроить и облагородить. Пригород строим, а не город!


Стоит ли уже сейчас покупать недвижимость на присоединяемых территориях или лучше подождать окончательного решения?

Подождать выхода правовых и планировочных документов, тогда определяться, и быстро, самому. Информация должна быть необходимой и достаточной. Не надо бежать впереди паровоза, но и не стоит ждать потом у моря погоды. Выигрыш ждет опытных и смелых.


Когда жители присоединенной территории смогут пользоваться столичными льготами и субсидиями? Не получится ли так, что мы официально станем москвичами, но льготники еще долго не смогут бесплатно ездить на общественном транспорте, потому что на присоединенных территориях по-прежнему будут ездить частные междугородные автобусы и маршрутки, а процесс организации городской сети общественного транспорта растянется на пару лет?

Все льготы жители смогут получить, как только Совет федерации ФС РФ примет решение об изменении границ Москвы и Московской области, как это было недавно сделано при закреплении ранее сложившихся границ наших субъектов. А частник – он и есть частник, их и в Москве полно. Будем спешить, развивать общественный транспорт, вести переговоры с частниками, постараемся помочь людям быстрее ощутить блага Москвы.


Как вы оцениваете перспективы районов, прилегающих к новым территориям? С одной стороны, они будут близко к инфраструктуре нового города, с другой - не должно возникнуть проблем при оформлении в собственность, дома не будут сносить под нужды застройки. В связи с этим не являются ли данные земли более привлекательными для инвестирования, чем те, что должны войти в Москву?

И да, и нет. В составе земель, которые войдут в Москву, будет часть, предназначенная для федералов. Кроме того, там будет мощная дорожная сеть. Это может потребовать в некоторых случаях перемещения существующих объектов. Но порядка тут будет больше, компенсации будут полными, участки взамен будут предоставляться там же рядом. А с учетом величины территории при планировании мы сманеврируем инфраструктурой так, чтобы минимально затронуть владельцев недвижимости. Да еще и проведем слушания во всех муниципальных образованиях. За пределами зоны не будет той интенсивности, но блага будут туда поступать, об этом и губернатор Подмосковья Борис Громов говорил: инфраструктура и прочее там будет, может, не хуже, жизнь поспокойнее, а многими благами города можно будет воспользоваться, доехав до московской зоны. Но вот будет ли там должный правовой порядок? В московском пригороде и федералы, и московский мэр это обеспечат, а обеспечат ли это рядом областные власти, вопрос к ним. Правовая защищенность бизнеса – великое дело. Тут вам надо взвесить все «за» и «против», исходя из объективной информации и ваших возможностей.

Ответы на другие вопросы читайте на странице онлайн-конференции «Новая Москва»: утопия или реальный способ решения проблем столицы?»