Вы используете старую версию браузера Internet Explorer. Наш сайт выглядит и работает некорректно в этой версии IE.
Мы настоятельно рекомендуем вам обновить Internet Explorer или использовать другой браузер. В новых версиях браузера устранены проблемы безопасности и добавлены новые возможности.
от
2.8 млн
руб.
от
3.1 млн
руб.
от
1 млн
руб.
от
879 тыс
руб.
Опрос
На сколько дешевле рынка, по-вашему, должна быть «убитая» квартира, чтобы имело смысл ее покупать?
Нажимая кнопку "Ответить", вы соглашаетесь с Политикой защиты и обработки персональных данных
Цены на квартиры в Москве
Стоимость недвижимости в Москве
Наш научный партнер

Эмбарго на строительство в центре: похоже, к лучшему

Польза от действий правительства Москвы может оказаться немалой

Запрет на возведение жилья в пределах Третьего транспортного кольца, слухи о котором взбудоражили мир девелопмента и строительства, если произойдет, на картину рынка окажет влияние очень не скоро, да и весьма опосредованно, считают специалисты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости». Такой шаг вполне укладывается в русло политики мэра Сергея Собянина вслед за запретом в центре столицы на строительство офисных и торговых комплексов.

Цель просматривается: облегчить нагрузку на дорожную сеть, не допустить ее возрастания, не позволить предприятиям в промзонах бесконтрольно распоряжаться земельными активами, переводя участки в иные категории пользования. В общем, шаг логичный. Прежняя администрация Юрия Лужкова действовала в 1990-х гг. более рыночно, например, выкупая на протяжении многих лет потихоньку пакеты акций нужных предприятий, чтобы потом, «застолбив» всю территорию в собственности города, резко начать работы по возведению ММДЦ «Москва-Сити». Однако скупить предприятия для «Москвы-Сити-2» (более жилого, чем офисного района) скрытно уже не удалось: участники рынка поняли, куда ветер дует, и земля (в виде акций предприятий вдоль Хорошевского шоссе к Мневникам) резко взлетела в цене.

Поэтому администрация Собянина идет, судя по всему, на решительный шаг: сначала ввести фактический административный запрет на операции с землей – ни офисов, ни торговли, ни жилья, – а потом спокойно разбираться с каждым участком и его владельцами по отдельности. Правда, существуют пока лазейки в виде складов, гостиниц и паркингов. Но на логистику ограничения уже наложены (большегрузные машины сюда не пустят), отели в промзонах мало кому могут быть интересны, а паркинги… Как раз вполне пригодны для решения именно транспортных проблем.


Последствия для транспорта

Среди последствий, к которым могут привести шаги московского правительства в направлении ограничения строительства, – прежде всего явно выигрывает транспорт. Во-первых, он обретает надежду, что нагрузка на дорожную сеть перестанет хотя бы возрастать. Во-вторых, дорожники получат передышку от строительства трасс и переулков в новых районах и микрорайонах и смогут сконцентрировать усилия на модернизации существующих. (Подробнее см. статьи «Пробки»: политическая воля нужна не только в градостроительстве», «Политическая воля и высокая цена парковки освободят Москву от пробок» и «Москве необходим баланс между «недобором» и «перебором» парковок».)

С другой стороны, как отмечалось в этих статьях, без политической воли, которая могла бы заставить инспекторов дорожного движения не только ловить нарушителей в расчете на мзду, но и обратить внимание на неправильно припаркованные машины хоть около своего же поста, одни градостроительные решения эффекта не дадут.

Простой пример: новый «Ашан» в ТЦ «Гагаринский» на пересечении ТТК и ул. Вавилова. Владельцы ТЦ расширили съезд с ТТК для облегчения транспортной ситуации, которая с момента его открытия ухудшилась в разы. Построен бесплатный (sic!) подземный паркинг. И что? Все равно все – от частных машин до «газелей», на которых в ТЦ привезен товар, – стремятся припарковаться прямо у входа. Часто в два ряда. Долгая остановка трамвая, в который заходят сразу десятки людей с покупками из «Ашана», сдерживающая поток движения, добавляет сюжету пикантности. А подземный паркинг едва ли заполнен наполовину - скорее на треть. Реакция полицейских (если после 1 марта их можно так называть) – ноль.


Кто пострадает

Как свидетельствуют публикации в «Коммерсанте» и других изданиях, в зоне риска могут оказаться проекты «Дон-Строя», Mirax Group (вернее, тех, кто будет разбираться с наследием вчера сошедшей со сцены корпорации), группы «Абсолют», ВЭБа, А1, планируемая площадь которых оценивается более чем в 1 млн кв.м (подробнее см. «Строительство жилья в центре Москвы планируют запретить»). Можно добавить к списку еще, в частности, проект «Баркли» в районе «Золотой мили». Правда, источники в столичном правительстве говорили «Коммерсанту», что речь идет только о новых, а не находящихся в работе проектах. В принципе, считают аналитики www.irn.ru, в этом случае «отделить зерна от плевел» не так уж сложно: если инвестиционный контракт действует, работы ведутся, то останавливать их не надо. Или город должен будет выплатить огромную компенсацию, на что лишних бюджетных средств нет. А вот если контракт просрочен, стройка заморожена, то город просто откажется его возобновлять. Конечно, это идеальная ситуация, возможная, только если в игру не вступят разнообразные закулисные механизмы. Или проще – высокопоставленные лоббисты того или иного проекта. Хотя им придется действовать очень осторожно: Юрий Лужков в отставке, Елена Батурина старается не появляться в Москве, свалить на них ответственность за подковерную борьбу уже будет нельзя.


Последствия для цен

Что касается влияния такого шага московского правительства на ценовую ситуацию на рынке жилья, то, по мнению специалистов аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости», оно, скорее всего, окажется не очень значительным.

Конечно, те, кому удастся проскочить через ячейки запрета, окажутся в выигрыше. Они, несомненно, попытаются взвинтить цены на свои объекты, мотивируя это тем, что больше новостроек не будет. Но даст ли это длительный эффект? Вряд ли. Скорее состоятельные покупатели обратят внимание на вторичный рынок. Но цены там и так уже настолько высоки, что особенного эффекта не вызовет.

Портал www.irn.ru уже приводил слова гендиректора «Миэль-Новостройки» Марии Литинецкой о том, что новая инициатива мэрии может сказаться на ценах на жилье не раньше чем через 3-4 года, поскольку в течение этого периода спрос на жилье будут удовлетворять строящиеся объекты. По данным www.irn.ru, сейчас средняя стоимость жилья в Москве составляет около $4600 за 1 кв. м (рост с начала года на первичном рынке составил 1,5 - 2%).

Но и дальше, вероятно, запрет на новое строительство не повлияет на картину рынка. В последние годы все новые дома возводились в центре либо точечной застройкой, либо по программам переселения из ветхого и аварийного фонда. Этих программ запрет не коснется, а отсутствие точечных объектов не способно повлиять на общий уровень цен. Если только на общей волне слухов добавит рынку волатильности, да и то в небольших пределах. Подробнее о причинах этого можно прочитать в статье «Приведет ли падение объемов строительства жилья к новому росту цен?». Еще в феврале аналитический центр «Индикаторы рынка недвижимости» отмечал, что дефицит нового жилья в столице уже отыгран ростом цен в 2005 - 2008 гг. Это касается всех районов – центра в том числе.


Целесообразность

Москве необходимо вычислить и выдерживать пропорцию между квадратными метрами жилья, офисов, торгово-развлекательных центров и квадратными метрами дорог, эстакад, развязок, считают аналитики www.irn.ru. Для этого нужны расчеты градостроителей и политическая воля. Существовавший при администрации Юрия Лужкова крен в сторону возведения жилья без достаточного обеспечения общегородской транспортной инфраструктурой должен быть, видимо, сейчас компенсирован поворотом в другую сторону. 

Как выразился предприниматель, построивший в свое время один из лучших домов на Остоженке, «при всем желании и дальше зарабатывать на подобных проектах я считаю, что, несмотря на бизнес-интересы отдельных лиц, нужно делать выбор в пользу удобства всех». Эта фраза показалась бы напыщенной и неискренней, если бы этот миллионер в момент разговора с www.irn.ru не находился в автомобиле, проводя второй час в пробке. А так почему-то ему хочется верить.


Сергей Жарков, главный редактор портала www.irn.ru

 
Данный материал является аналитическим и не носит рекламный характер.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
584 (0 сегодня)

Самые популярные объекты в базе IRN.RU

Цена, продавец
Карта
Адрес, описание

Недвижимость в Москве и Подмосковье
Показать все
Предложения января
Район Новые Ватутинки Квартиры в новых корпусах с отделкой. Подземный паркинг и кладовые. Рядом дет.сад и школа. Двор без машин. от 2,9 млн рублейООО "СЗ "Инвесттраст 1" Застройщик: Инвесттраст. Проектная декларация на рекламируемом сайте ЖК "Румянцево-Парк". м.Саларьево Новогодние акции! Скидки на квартиры до 15%. Подземный паркинг. Свободные планировки. Закрытые дворы Застройщик: Лексион Девелопмент. Проектная декларация на рекламируемом сайте Квартиры в жилом поселке Park Avenue Квартиры от 50 кв.м. Поселок готов. Свой детский сад. Охраняемая территория. Новая Рига, 23 км. Город-парк «Первый Московский» Видовые квартиры у леса. Монолитные дома. Увеличенные окна. Двор без машин. Метро "Саларьево". от 4,1 млн руб. Застройщик: Первый Московский. Проектная декларация на рекламируемом сайте Город-парк «Переделкино Ближнее» Квартиры комфорт-класса с отделкой и без. Рядом метро "Рассказовка". Дома готовы! Ипотека от 6%. от 5,3 млн руб. Застройщик: Олета. Проектная декларация на рекламируемом сайте ЖК «Изумрудные холмы» Выгодные условия приобретения на квартиры в готовых корпусах. Волоколамское шоссе 8 км. От МКАД. Семейный микрорайон. Звоните! Застройщик: Затонское. Проектная декларация на рекламируемом сайте ЖК "Городские Истории" Старт продаж! Высокая стадия готовности! Двор без машин! 2 парка в шаговой доступности!1 мин до м Рассказовка. Застройщик: ТПУ Рассказовка. Проектная декларация на рекламируемом сайте Цветочные поляны Спешите! 16 км от МКАД. Квартиры площадью от 21 метра. Монолит. студии, 1-4-комнатные квартиры Застройщик: Старолесье. Проектная декларация на рекламируемом сайте Район «Москва А101» 3 ветки метро. Москвоская прописка. Школы, детские сады. 214-ФЗ. Застройщик. от 3,6 млн руб. Застройщик: А101. Проектная декларация на рекламируемом сайте МФК бизнес-класса Nakhimov Апартаменты с подземным паркингом в престижном районе Черемушки от 4,6 млн руб! Звоните! Застройщик: Бизнес-Центр На Долгоруковской. Проектная декларация на рекламируемом сайте ЖК Фили Сити 3 мин до м. Фили. Скидки в январе. Рядом парк! Застройщик MR Group Застройщик: ЛАТИРИУС. Проектная декларация на рекламируемом сайте Район «Москва А101» 15 мин. до 3х веток метро. Московская прописка. Дизайнерская отделка. Застройщик. 214-ФЗ от 2,7 млн руб.Группа компаний А101 Застройщик: А101. Проектная декларация на рекламируемом сайте ЖК «Царская Площадь». Первая очередь сдана! 5 мин. пешком от м. Динамо. Без % рассрочка. Ипотека от 5,5%. ФЗ-214. Застройщик: Спортивно-развлекательный центр АСГАРД. Проектная декларация на рекламируемом сайте ЖК Бизнес-класса Big Time. Высокая скорость строительства. Видовые квартиры. Подземный паркинг. 10 минут пешком до метро. От 5,6 млн руб. от 5,6 млн руб. Застройщик: ПАК ДЕВЕЛОПМЕНТ. Проектная декларация на рекламируемом сайте ЖК Отрада Квартиры от 2,7 млн руб! 5 мин до м.Митино. Рядом озеро, лес. Вся инф-ра построена! от 2,7 млн руб. Застройщик: Отрада Девелопмент. Проектная декларация на рекламируемом сайте