Вы используете старую версию браузера Internet Explorer. Наш сайт выглядит и работает некорректно в этой версии IE.
Мы настоятельно рекомендуем вам обновить Internet Explorer или использовать другой браузер. В новых версиях браузера устранены проблемы безопасности и добавлены новые возможности.
от
2.8 млн
руб.
от
3.1 млн
руб.
от
1 млн
руб.
от
879 тыс
руб.
Опрос
На сколько дешевле рынка, по-вашему, должна быть «убитая» квартира, чтобы имело смысл ее покупать?
Нажимая кнопку "Ответить", вы соглашаетесь с Политикой защиты и обработки персональных данных
Цены на квартиры в Москве
Стоимость недвижимости в Москве
Наш научный партнер

Сквот в Москве: самозахват или культурный центр?

Некоторые заброшенные особняки с богатым историческим прошлым в центре Москвы, на первый взгляд необитаемые, на самом деле являются мастерскими художников. Такие здания называются сквотами, а люди, которые вселяются в них и превращают в неофициальные культурные центры, - сквоттерами.

Сквоттинг - это по сути самозахват заброшенного, незанятого здания или помещения людьми, не являющимися его собственниками или арендаторами и не имеющими какого-либо разрешения на его использование.

Корреспондент РИА Новости выяснил, что в Москве и по сей день существуют сквоты, которые впервые появились еще в советское время, и совершил небольшое путешествие по этим своеобразным культурным местам столицы. При этом сама суть сквотов сегодня изменилась - многим современным сквоттерам приходится платить арендную плату за творческое пространство.


Из коммуналок - в Детский сад
История появления сквотов в российской столице и городах Европы сильно различается. В Европе волна сквоттинга совпала с расцветом культуры хиппи - свободолюбивых людей, уходящих от институций и стереотипов. Первые сквоты появились в Лондоне, Берлине и Амстердаме. Например, Кройцберг в Берлине был целым районом сквотов, стены зданий там до сих пор хранят следы той эпохи в виде граффити и других арт-объектов. Важной особенностью сквота европейского образца было то, что люди захватывали заброшенные нежилые помещения, не спрашивали ни у кого разрешения на это, не платили за аренду.

В Москве сквоты начали появляться на волне 80-х годов прошлого века, с двадцатилетним отрывом от европейской волны создания сквотов. При этом если в Европе сквоттерами могли быть люди разных профессий, то в Москве сквоты были явлением, возникшим в среде художников. Московские художники 1980-х, в основном загнанные в душные коммунальные комнаты, искали помещения, которые можно было оборудовать под мастерские. Выход был очень прост: они находили пустующие здания, принадлежащие государству, в которые было грех не вселиться. Это могли быть неработающие заводы, типографии, детские сады. Один из известных сквотов того времени так и назывался - "Детский сад". Его историю рассказал РИА Новости художник Герман Виноградов, который являлся одним из создателей этого сквота.

"Детский сад" - это первый сквот, который отличался от западных образцов. Если западный сквот - это стихийно захваченное здание, то в Москве сложилось так, что практически не было самозахвата, потому что вся собственность была государственная, а не частная, и сквоттерам приходилось общаться с государственными структурами. А у нас получилось так: пустующее здание детского сада было передано на баланс управлению Минздрава, и зданию потребовались четверо сторожей, а ими оказались мы - художники. У нас во владении оказался двухэтажный особняк в центре Москвы с огромным запущенным садом. Для директора детского сада мы были просто мальчики-сторожа, которые были нужны только тогда, когда нужно было что-то перенести", - рассказал Виноградов.

По его словам, начиналось все скромно. При этом художники "Детского сада" не только вели нелегальную деятельность, но еще и деньги получали за официальную работу дворников. "Нам платили деньги за работу, а те помещения, которые были нам подвластны, не были нашими официальными мастерскими. И вот в чем заключается парадокс: хозяева сквотов деньги не платят. А у нас была зарплата в 90 рублей, сейчас она сравнима с 800 долларами, кроме того, с детских кухонь нам доставалась еда", - отметил собеседник агентства.

"Мы постепенно начали обустраиваться, к нам присоединились художники, деятели андеграундного кино, музыканты из Москвы и Петербурга. На два года это место стало центром художественной жизни. Первые показы, выставки проходили в "Детском саде". Среди людей, в то или иное время бывших у нас, были и братья Олейниковы, и Юфит, и Тимур Новиков, и Жанна Агузарова. В общем, там кто только не перебывал из того поколения. Но вскоре стали появляться публикации в зарубежной прессе о нас, и после этого - в один момент - нас увольняют, отключают воду, свет, и жить там стало не возможно. Случилось это 23 октября, у меня эта дата в трудовой книжке записана", - рассказал Виноградов.

Художник добавил, что площадь его "владений" в детском саду составляла 500 метров. В период существования этого сквота он стал писать большие картины, делать другие художественные объекты, создавать скульптуры. "Одним словом, разошелся после коммунальной квартиры, но после пришлось половину оставить, и весь заросший сад был в моих объектах", - вспоминает Виноградов.


Сквоттеру много не надо
По его словам, после "Детского сада" часть художников переместились в другое здание, но это был уже не сквот. У каждого художника была своя квартира, за которую нужно было платить деньги.

"Настоящий сквот возник у художника Саши Петлюры в начале 90-х, он находился тоже в центре Москвы. Саша заглянул во дворик и увидел там винные склады бывшего ресторана, который когда-то содержал Оливье (знаменитый французский повар, создатель одноименного салата), там сейчас размещается Театр-школа современной пьесы", - продолжает Виноградов.

"Там были три здания - и они полностью принадлежали нам, и мы никому за них не платили. Правда, у меня не было отопления, но сквоттеры - как крысы, главное - провести электричество", - отметил художник. "Однако через некоторое время к нам пришли из госструктур, и мы, чтобы не потерять это место, создали при центре Ролана Быкова свободную академию, и Петлюра позже всегда показывал эту бумажку, но потом здания выкупили - и все закончилось для нас", - заключил он.

Итак, 80-е и 90-е годы 20 века стали эпохой активного сквоттинга. Благодаря этому художники, панки и хиппи, чьи взгляды на жизнь шли вразрез с идеологией советского государства, имели стимул и возможности уходить от действительности.


Хочешь творить - плати аренду
В 21 веке условия жизни изменились - и сквоты стали трансформироваться. Пустующие особняки в центре города давно принадлежат частным лицам. Поэтому для того, чтобы обеспечить возможность творческого процесса, необходимо ежемесячно платить за аренду помещения. По словам Виноградова, сегодня в Москве появляется лишь подобие сквотов, но не те, которые были в Европе, в Москве и Питере в 80-е и 90-е.

Но и сейчас некоторые представители молодого поколения столичных художников предпринимают попытки захватить наиболее "лакомые" места. В современных условиях сквот в чистом виде способен прожить еще меньше, чем "Детский сад", который просуществовал два года. Чтобы занять здание, нужно платить за аренду. Несмотря на это, основное содержание сквотов сохранилось: молодые люди, художники, живут коммуной, проводят выставки, кинопоказы, представления, творят в этих стенах то, чего требует их искушенное воображение.


Заброшенные дома оживают
Несмотря на спад в развитии сквоттинга, в 2000-х годах в Москве появился сквот, который разместился в бывшей типографии в Хохловском переулке, закрылся он несколько лет назад и тогда же стал известен общественности. В типографии было множество помещений, соединенных между собой дворами и коридорами. В них жили художники, театральные деятели, музыканты, "типография" была необыкновенно гостеприимна, туда можно было придти посмотреть спектакль, а потом задержаться на несколько месяцев. Правда, как отмечают люди, близкие к этому культовому месту, сквот был не совсем сквотом, потому что помещения, в которых жили художники, сдавались разными людьми за деньги.

А совсем недавно, уже в 2010 году, в Центральном округе Москвы группа художников заняла особняк постройки начала 20 века, который в ближайшее время ждет реставрация. Раньше в нем находилась аптека, а сейчас помещения находятся в критическом состоянии. Но художники "расчистили" место для себя, и несколько месяцев устраивали там спектакли и музыкальные "джемы". Потом создатели сквота решили обратиться к властям города за разрешением устраивать в этом доме культурные мероприятия: им не дали разрешения, но и не отказали. Так что пока в доме не начались реставрационные работы, художники продолжают там собирать людей и делать мероприятия на условиях нелегального пребывания. При этом важно отметить, что сквоттеры, завладевая запущенными зданиями, вдыхают в них жизнь, благоустраивают их.


Новый век - новые сквоты
О других существующих сейчас в Москве сквотах РИА Новости рассказал один из столичных художников, пожелавший остаться неназванным. Он обитает в особняке 19 века, в котором в начале 20 столетия проживала культурная интеллигенция. Долгое время деревянный двухэтажный дом был нежилым, потом в нем недолго располагалась музыкальная студия, а сейчас этот дом также стоит в плане реставрации. Сегодня в нем живут молодые люди, преимущественно художественных профессий. У каждого из них своя комната-мастерская, и время от времени у кого-нибудь из них проходят культурные мероприятия: выставки, вечеринки, которые анонсируются через социальную сеть. Люди, близкие к этой среде, могут придти и принять участие в действе. Правда, как рассказал художник, на последние подобные мероприятия стали жаловаться жители соседних домов, поэтому вечерами обитатели сквота стараются вести себя не так шумно.

"Если люди собираются жить вместе и платят за аренду, и у каждого своя комната, то это не сквот в изначальном смысле. Но и здесь может быть дух сквотов", - отметил художник.

По его словам, даже незнакомый человек, однажды заглянувший к сквоттерам, может остаться у них жить, это распространенная практика в культуре сквотов.

В наши дни культура сквотов, конечно, не такая сильная, как в прошлом веке, и на сегодняшний день сосчитать сквоты в Москве можно по пальцам. Но как отметил художник Виноградов, "все сквоты складываются хаотично, нерациональным способом, особенно если ты готов принять все те условия, которые примет не каждый: отсутствие отопления, коммуникаций и прочих бытовых удобств". Такие люди по-прежнему находятся, молодые художники, как и их предшественники, готовы творить не в самых комфортных условиях, поэтому сквоты наверняка будут продолжать появляться в Москве.
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
2158 (0 сегодня)

Самые популярные объекты в базе IRN.RU

Цена, продавец
Карта
Адрес, описание
P от 4 833 200
до 20 098 400 руб.
Перейти на официальный сайт Уточняйте цены по телефону
ЖК BIG TIME. Городской квартал Москва, Северо-Западный округ, район Хорошево-Мневники, м. Хорошёвская, м. Полежаевская Студии, 1-4-комнатные квартиры Площади : 28 - 102 кв.м. Сдача ГК: 4 кв. 2020 г. м. Полежаевская, 0 км Мневники ул., вл.5, к.2 Мневники ул., вл.5, к.3 Застройщик: ПАК ДЕВЕЛОПМЕНТ.
Проектная декларация на рекламируемом сайте
P от 7 939 680
до 27 444 300 руб.
Перейти на официальный сайт Уточняйте цены по телефону
ЖК Маяковский Москва, Северный округ, район Войковский, м. Водный стадион 1-3, 5-комнатные квартиры Площади : 40 - 136 кв.м. Сдача ГК: 1 кв. 2019 г. м. Водный стадион, 10 мин. пешком Головинское ш., вл.10, к.1 (Северная башня) Головинское ш., вл.10, к.2 (Центральная башня) Головинское ш., вл.10, к.3 (Южная башня) Застройщик: Дорожное ремонтно-строительное управление Северное.
Проектная декларация на рекламируемом сайте
P от застройщика Перейти на официальный сайт Уточняйте цены по телефону ЖК МФК «Нахимов» Москва, Юго-Западный округ, район Черемушки , м. Нахимовский проспект 1-3-комнатные апартаменты Площади : 34 - 104 кв.м. Сдача ГК: 1 кв. 2021 г. м. Нахимовский проспект, 5 мин. транспортом Нахимовский пр-т, вл. 31, к.1 Нахимовский пр-т, вл. 31, к.2 Нахимовский пр-т, вл. 31, к.3 Застройщик: Бизнес-Центр На Долгоруковской.
Проектная декларация на рекламируемом сайте

Недвижимость в Москве и Подмосковье
Показать все
Предложения января
ЖК «Изумрудные холмы» Выгодные условия приобретения на квартиры в готовых корпусах. Волоколамское шоссе 8 км. От МКАД. Семейный микрорайон. Звоните! Застройщик: Затонское. Проектная декларация на рекламируемом сайте Район Новые Ватутинки Квартиры в новых корпусах с отделкой. Подземный паркинг и кладовые. Рядом дет.сад и школа. Двор без машин. от 2,9 млн рублейООО "СЗ "Инвесттраст 1" Застройщик: Инвесттраст. Проектная декларация на рекламируемом сайте Квартиры в жилом поселке Park Avenue Квартиры от 50 кв.м. Поселок готов. Свой детский сад. Охраняемая территория. Новая Рига, 23 км. Город-парк «Первый Московский» Видовые квартиры у леса. Монолитные дома. Увеличенные окна. Двор без машин. Метро "Саларьево". от 4,1 млн руб. Застройщик: Первый Московский. Проектная декларация на рекламируемом сайте ЖК Отрада Квартиры от 2,7 млн руб! 5 мин до м.Митино. Рядом озеро, лес. Вся инф-ра построена! от 2,7 млн руб. Застройщик: Отрада Девелопмент. Проектная декларация на рекламируемом сайте Город-парк «Переделкино Ближнее» Квартиры комфорт-класса с отделкой и без. Рядом метро "Рассказовка". Дома готовы! Ипотека от 6%. от 5,3 млн руб. Застройщик: Олета. Проектная декларация на рекламируемом сайте ЖК Фили Сити 3 мин до м. Фили. Скидки в январе. Рядом парк! Застройщик MR Group Застройщик: ЛАТИРИУС. Проектная декларация на рекламируемом сайте ЖК "Румянцево-Парк". м.Саларьево Новогодние акции! Скидки на квартиры до 15%. Подземный паркинг. Свободные планировки. Закрытые дворы Застройщик: Лексион Девелопмент. Проектная декларация на рекламируемом сайте ЖК «Царская Площадь». Первая очередь сдана! 5 мин. пешком от м. Динамо. Без % рассрочка. Ипотека от 5,5%. ФЗ-214. Застройщик: Спортивно-развлекательный центр АСГАРД. Проектная декларация на рекламируемом сайте ЖК "Городские Истории" Старт продаж! Высокая стадия готовности! Двор без машин! 2 парка в шаговой доступности!1 мин до м Рассказовка. Застройщик: ТПУ Рассказовка. Проектная декларация на рекламируемом сайте