Сегодня президиум правительства подведет промежуточные итоги реформы жилищно-коммунального хозяйства. Несмотря на все усилия властей, ЖКХ остается одной из самой неподдающихся реформированию отраслей экономики. Мало того что чиновникам не удается добиться хоть каких-либо улучшений в коммунальной сфере, на отдельных направлениях власти не могут даже стабилизировать ситуацию. В частности, в благополучные годы не удалось переломить тенденцию увеличения в стране ветхого и аварийного жилья. Дома приходят в негодность быстрее, чем государство успевает переселять из них жильцов. Кризис и связанное с ним быстрое исчерпание госрезервов грозит обострить проблему.

Пока рыночные преобразования в ЖКХ проходят главным образом на бумаге. Впечатляющая статистическая отчетность темпов создания частных коммунальных предприятий практически не отражается на качестве и стоимости предоставляемых населению услуг.

Попытки перевести отрасль на рыночные принципы хозяйствования предпринимались неоднократно, последние решения были приняты в феврале 2008 года. Комплекс мер по повышению эффективности функционирования ЖКХ предполагает ускоренное изменение форм собственности хозяйствующих субъектов, поощрение создания товариществ собственников жилья (ТСЖ) и т. д.

Формально за прошедший год в этом направлении сделано немало. По словам высокопоставленного источника в Белом доме, за этот период доля многоквартирных домов, жильцы которых создали ТСЖ, выросла с 20 до 36%. Еще большие успехи вроде бы достигнуты в создании частных управляющих компаний, которые должны прийти на смену ДЕЗам и ЖЭКам. Если на конец 2006 года из почти 34 тыс. предприятий ЖКХ насчитывалось всего 7% частных, то по итогам 2008 года этот показатель вырос до 70%.

Впрочем, с точки зрения миллионов россиян, до сих пор не ощутивших очевидных преимуществ рыночных отношений в коммунальной сфере, этот прогресс бумажный. На деле же эффективность работы отрасли крайне низка. За год ЖКХ оказывает услуг населению и предприятиям более чем на 2 трлн. руб., при этом вклад отрасли в ВВП составляет менее 4%. Это результат морально и физически устаревшей инженерной инфраструктуры. По признанию источника в правительстве, потери в сетях достигают: 20% воды (учтенных) и 20% (неучтенных), 15% электроэнергии и 40% тепла. Например, в Подмосковье средний расход воды на одного человека составляет 350 литров в сутки. КПД построенных 30−40 лет назад ТЭЦ и ГРЭС, как правило, ограничено 30%. В европейских странах этот показатель в два раза выше. При таком раскладе ЖКХ по определению не может быть привлекательно для частных инвесторов.

На ремонт инженерных сетей ежегодно направляется до 300 млрд руб., однако с учетом того, что износ инфраструктуры ЖКХ во многих регионах доходит до 70%, инвестиции в таком объеме не могут считаться достаточными. При этом ни федеральный Центр, ни региональные и муниципальные власти не обладают достоверной информацией о реальных потребностях отрасли в финансовых вливаниях. По оценке независимых экспертов, речь идет о триллионах рублей, но привлечь инвестиции в таком объеме не представлялось возможным даже в годы высоких мировых цен на нефть, обеспечивавших профицит госбюджета, ну, а в условиях экономического кризиса эта проблема вообще теряет актуальность.

Между тем в настоящий момент перед властями стоит решение еще более затратной задачи — снос ветхого и аварийного жилья. В прошлом году Фонд содействия реформированию ЖКХ направил на эти цели в регионы 54 млрд руб., что позволило расселить 2,6 тыс. жилых домов, признанных непригодными для проживания. Почти 14 тыс. семей россиян справили новоселья. Еще 72 млрд руб. было потрачено на капитальный ремонт 38 тыс. домов. Однако и здесь власти оперируют лишь приблизительными оценками инвестиционных потребностей. По словам источника в аппарате правительства, до сих пор нет исчерпывающей статистики по ветхому и аварийному жилью. Темпы расселения уступают темпам постановки на учет домов, признанных непригодными для проживания. Такая тенденция, считает чиновник, сохранится как минимум до 2013 года.

Независимые эксперты критически оценивают достигнутые результаты и перспективы реформы ЖКХ. По мнению руководителя аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» (IRN) Олега Репченко, очевидного эффекта от рыночных преобразований в отрасли не наступило. «Реформа пока никак не отражается на общей ситуации в ЖКХ. Не понятны ее конечные цели и ожидаемые результаты», — говорит эксперт.

Эта отрасль до сих пор остается чрезвычайно проблемной, разделяет скептицизм коллеги директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. «ЖКХ остается одной из самых нереформированных отраслей экономики России», — отметил он. Реальных договорных отношений, реальной конкуренции после преобразований ДЕЗов и ЖЭКов в ООО и не возникло. Эксперт считает, что ставшие формально частными предприятия ЖКХ в большинстве своем по-прежнему остаются аффилированными с муниципальными властями. В результате нет заинтересованности в улучшении качества обслуживания населения, снижении затрат и потерь. Медвежью услугу рыночным преобразованиям в отрасли оказало решение правительства с 2006 года централизовано устанавливать предельный уровень тарифов на цены и услуги ЖКХ, считает Николаев. Для частного бизнеса, понимающего, что из Москвы чиновники не смогут учесть все региональные особенности ценообразования в сфере ЖКХ с учетом климатических, географических и других особенностей конкретной территории, это создало дополнительные риски, еще больше снизив инвестиционную привлекательность отрасли.