В метро можно будет ездить быстрее
Для этого достаточно воспользоваться кредитной карточкой
Правительство Москвы не оставляет свои попытки пересадить бизнесменов на общественный транспорт. Так, недавно Московский метрополитен объявил, что теперь проезд в метро можно будет оплатить по кредитной карточке Ситибанка. До недавнего времени специальные кредитные карточки, позволяющие ездить в метро в кредит, выпускал только Банк Москвы. Но у него объем выпуска за 2 года не превысил 40 тыс. штук. У Ситибанка планы гораздо более грандиозные. Только за 1 год он планирует «подсадить» на эту услугу 1 млн человек, или до 15% всех пассажиров московского метро. Но на этом представители Ситибанка останавливаться не намерены. Они готовы предложить такую услугу и тем своим клиентам, которые обычно не ездят в метро. По их замыслу, кредитные карточки позволят большинству деловых людей не стоять в очередях за билетом. А именно это многие из них называли в качестве одного из основных препятствий для поездок в метро. Однако, по оценкам аналитического центра www.irn.ru, вряд ли стоит ожидать в ближайшее время значительной активизации спроса на подобного рода услуги.
Новую услугу организовали Московский метрополитен, Ситибанк и ЗАО «Экспресс Кард». Кредитная карточка для проезда в метро называется Citi Express Card. Новая карта содержит бесконтактный чип для проезда в московском метрополитене и позволяет оплачивать покупки в магазинах, интернете, снимать наличные и пользоваться скидками. Плата за проезд будет рассчитываться исходя из общего количества поездок за месяц. При частом пользовании метрополитеном плата за проезд будет уменьшаться. Все операции по погашению задолженности клиент может совершать дистанционно через интернет. На оплату проезда в московском метро, как и на любые другие покупки, распространяются условия льготного периода кредитования. При полном погашении задолженности в установленный срок, проценты на потраченные средства не начисляются. В ближайших планах партнеров – расширение функционала этой карты для оплаты проезда на всех видах московского общественного транспорта.
Такого рода инициатива вполне укладывается в политику московских властей по постепенной разгрузке центра столицы от автомобилей. И основания для этого есть. Уже сейчас услугами метро пользуются 3,2 млн человек, имеющих машину. И это немало –46,7% от среднего числа пассажиров, которые ежедневно пользуются услугами метро. Также, по данным исследования TNS Gallup Media, более половины людей (54% или 3,7 млн человек), регулярно пользующихся метро, это люди в возрасте от 24 до 54 лет, то есть представители наиболее активной части населения, к которой обычно и принадлежат бизнесмены или потенциальные клиенты Ситибанка. Около 2/3 всех пассажиров московского метро - это люди с постоянной работой. При этом около 1/3 пассажиров могут приобретать дорогие вещи. Большинство пассажиров метро социально активно и регулярно посещают кино, кафе и рестораны. 10% пассажиров метро за последние полгода, по меньшей мере, 1 раз выезжали за границу. Около. И 2/3 пассажиров метро пользуются банковскими услугами. А 1/3 уже пользуется банковскими картами.
Подобная статистика, по мнению представителей Ситибанка вполне подходит для того, чтобы соблазнить на поездки в метро новых клиентов. К такому выводу их подталкивает уже имевший место опыт внедрения подобных карточек в других крупных городах мира. Москва – это уже пятый по счету город, где Citigroup выпускает транспортную кредитную карту. До российской столицы кредитную карту для проезда в метро внедряли в Сингапуре, Дели, Нью-Йорке и Вашингтоне. Главная причина, по которой многие владельцы машин решили пересесть в метро для поездок в центр города – это экономия времени. В середине дня центр любого крупного города забит пробками. А динамика современной жизни требует зачастую быстрых перемещений. И в этом смысле метро является, по сути, единственной альтернативой наземному транспорту. Однако при прочих равных и в метро пассажиры теряют много времени, стоя в очередях за билетами. Внедрение кредитных карточек обычно полностью ликвидирует эту проблему и привлекает в метро новых посетителей.
Однако, по мнению экспертов компании «Индикаторы рынка недвижимости», если позитивный результат от внедрения кредитной карты для проезда в метро и будет, то далеко не сразу. Дело в том, что большинство москвичей, пользующихся автомобилем для передвижения по городу, избегает метро не из-за необходимости стоять в очередях за билетом, а из-за жуткого дискомфорта, который испытывает человек, когда едет в вагоне, набитом людьми, как бочка сельдью. И если Ситибанк намерен увеличить число пассажиров метро, эта проблема тоже только увеличится. Вряд ли кто-либо из предпринимателей решит поменять комфортное пространство собственного автомобиля на тесноту и духоту «подземки».
Кроме того, даже если брать людей, которые уже пользуются услугами метро, вряд ли кто-то из них побежит срочно приобретать новую кредитную карточку Ситибанка – это тоже потеря времени. Таким образом, скорее всего, новые карточки будут приобретаться при обмене старых или в случае привлечения Ситибанком новых клиентов. При этом назвать Ситибанк компанией, контролирующей значительную часть рынка кредитных карточек, тоже нельзя. Ее доля, по данным газеты «Ведомости», не превышает 3,2%. В то же время опыт, который уже имел место, показывает, что москвичи с неохотой откликаются на предложения по оплате поездок в метро в кредит. Банку Москвы, который начал распространять подобную услугу еще с лета 2006 года не удалось привлечь значительного числа сторонников. При этом в отличие от Ситибанка Банк Москвы предлагал оплачивать поездки в метро не только по кредитным, но и по зарплатным, дебетовым карточкам. И зарплатных из общего числа выпущенных за 2 года Банком Москвы карточек для поездок в метро было подавляющее большинство. А последние 2 года были наиболее выгодными с точки зрения процентных ставок, тогда как сейчас ставки по кредитам значительно выросли, население же старается воздерживаться от кредитов.
В то же время понять Ситибанк не сложно. Именно в связи со снижением интереса потребителей к обычным кредитам банк решил расширить линейку своих услуг. При этом одним из преимуществ, которые представители банка указывают среди достоинств новой услуги, является, по их словам, дешевизна поездки. Как уже говорилось, чем больше ездишь, тем меньше платишь за 1 поездку. Однако, как выясняется, подобный опт нисколько не выгоднее обычных карточек. Мало того, в случае, если число поездок превышает 70 в месяц, то каждая лишняя поездка будет стоить уже не 8,57 руб., а 12,29 руб. В итоге, по уровню экономии оказывается выгоднее всего пользоваться безлимитными карточками на 90 и 365 дней. Единственным преимуществом кредитных карточек для проезда в метро остается отсутствие необходимости стоять в очереди. Как уже говорилось выше, оплатить кредит можно всеми обычными способами, в том числе и через интернет.
Однако, по оценкам аналитического центра www.irn.ru, подобная выгода, хоть и является необходимым условием для привлечения клиентов, но далеко не достаточна для того, чтобы пассажиры метро при существующей конъюнктуре в массовом порядке стали пользоваться новой карточкой. Скорее всего, она может получить популярность только по прошествии кризиса, то есть не раньше 2010 года.