Лидеры профессиональных предпочтений журналистов

Аналитический центр «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» продолжает  публиковать результаты исследования  «PR на рынке недвижимости глазами журналистов», в ходе которого были опрошены 20 постоянных авторов ряда ведущих деловых, общественно-политических и специализированных СМИ.

Ранее опубликован материал PR на рынке недвижимости глазами журналистов - Эпизод I. К чему приводит PR-активность.



Эксперты, пресс-службы, PR-агентства – кто журналистам более ценен?
Мы попросили журналистов сказать, к кому они предпочитают обращаться за комментариями в ситуации выбора - к экспертам, собственным PR-службам компаний или менеджерам PR-агентств, а также обосновать  свои  предпочтения.
(под экспертами подразумеваются все представители  компаний рынка недвижимости, предоставляющие информацию от своего лица, в отличие от сотрудников PR-служб, которые чаще всего являются связующим звеном в коммуникации и обеспечивают журналистам выход на нужных экспертов либо их комментарии; соответственно, PR-агентства – это внешние структуры, оказывающие PR-услуги участникам рынка на аутсорсинговой основе.)

В ситуации выбора 8 участников анкетирования, по их утверждению,  предпочитают обращаться с запросами непосредственно к экспертам рынка. 

Наиболее популярной причиной обращения к  экспертам большая часть журналистов считает тот факт, что  «личные интервью с экспертами информативнее письменных ответов, подготовленных PR-службами, так как в разговоре всегда можно сделать необходимые уточнения». 

Второе место по популярности занимает утверждение «так у меня есть уверенность, что ответ действительно исходит от компетентного лица, а не скомпилирован «пиарщиками».

Соображения престижа волнуют журналистов в последнюю очередь: с утверждением «это более весомо и престижно в журналистском сообществе» согласились двое опрошенных.

Получение информации через PR-службы компаний предпочитают 4 человека, все они согласились с утверждением «пиарщики» экономят мое время, так как берут на себя предварительные переговоры или предоставляют письменные ответы».   

На втором месте рейтинга находится причина «пиарщики» могут «достать» и уговорить спикера в тех случаях, когда мне этого заведомо не удастся» - ее назвали 3 автора. 

Наконец, 2 журналиста отметили  манеру общения «пиарщиков»: «сотрудники PR-служб зачастую контактнее и доброжелательнее экспертов, с ними приятнее общаться».

Ни один из опрошенных не назвал в числе своих предпочтений PR-агентства, но при этом 8 журналистов утверждают, что для них не имеет значения, к кому обращаться (то есть они лояльны всем трем группам «информаторов»). 


Основные недостатки «информаторов»
Мы попросили журналистов назвать недостатки, типичные для представителей каждой категории. В своей оценке опрошенные оказались достаточно единодушны.

Эксперты
В качестве основных недостатков экспертов названы их недоступность в силу высокой занятости (эту особенность отметили 13 журналистов) и неконтактность (отметили 5 журналистов) – «Сложно дозвониться даже на мобильный, приходится брать комментарии поздним вечером или ранним утром, могут отказаться разговаривать, сославшись на занятость, разговор ограничен по времени, если нет личного знакомства с экспертом, может просто послать куда подальше» (из анкеты участника).

Реклама
Level Причальный

Ключи в день покупки! Квартиры с видом на Москву-реку. 7 минут пешком до метро «Шелепиха». Скидки до 20%.

от 15,5 млн руб.
Застройщик: АО СЗ ИНСПАЙР. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Южнопортовая

Уникальные виды на реку и парки! Более 60+ планировочных решений. 10 минут пешком до метро. Скидки до 20%!

от 7,5 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ АПД. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
ЖК Южные Сады. Скидки до 10%

Квартиры с отделкой от 8 млн ₽. Есть готовые квартиры с террасами. Двор-патио без машин. Рядом метро. Звоните!

от 8 млн руб.
Застройщик: СЗ Корона. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Стрешнево

Бизнес-класс у воды! 100% апартаментов с видом на воду. Редкие форматы. Скидка 15%.

от 12 млн руб.
Застройщик: АО СЗ МКСМ. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Нижегородская

Старт продаж новых корпусов! Проект комфорт-класса от Level. Увеличенная скидка 20% + дополнительные 3%.

от 9,2 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Левел Нижегородская. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Бауманская

Камерный проект с акцентом на приватность. 15 минут пешком до двух станций метро. Увеличенные скидки до 20%!

от 13,9 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Вектор движения. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Селигерская

Комфорт-класс с авторской архитектурой. 10 минут пешком до метро «Селигерская». Увеличенные скидки до 20%!

от 8,7 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Селигерский. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Академическая

Камерный проект в престижном районе с готовой инфраструктурой. Близость к центру. Увеличенные скидки до 20%!

от 14,9 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Левел Академическая. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Нагатинская

Ключи скоро! Квартиры бизнес-класса с видом на Москву-реку. 15 мин пешком до метро. Скидка 15%.

от 12,2 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Инвестиционное развитие. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
ЖК "Дом на Зорге". Скидки до 15%

Видовые квартиры с террасами. 4 вида дизайнерской отделки. Район с готовой инфраструктурой. Звоните!

от 16,7 млн руб.
Застройщик: СЗ Зорге25. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
ЖК Родные кварталы. Скидки до 10%!

Квартиры с отделкой и террасами в Москве. Дом у ручья. Закрытые дворы без машин. В окружении парков. Звоните!

от 5,7 млн руб.
Застройщик: СЗ ТИК. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.

Остальные недостатки перечислены по одному разу, из чего следует, что они либо не характерны для всей категории, либо не настолько критичны для опрошенных: эксперты не любят комментировать информацию о своих конкурентах; не все умеют внятно изъясняться, иногда боятся «сказать лишнее» и т.п.


PR-службы компаний
«Пиарщиков» компаний журналисты в большинстве своем критикуют за качество комментариев -  ответы PR-служб зачастую «ни о том» или не по теме (так считают 12 опрошенных) или откровенно рекламны (отметили 5 журналистов) - «Не всегда «врубаются» в вопросы, дают ответы не по теме и зачастую вписывают в свои ответы заведомо рекламную информацию – в основном, с описанием объекта, который надо продать» (из анкеты участника).

Также распространенным недостатком, судя по ответам опрошенных, является плохая организация работы (отметили 5 журналистов): «пообещают и не сделают, нарушают дедлайны, не предупреждают, что комментария по каким-либо причинам не будет» (из анкеты участника).

Прочие нарекания, как в случае с экспертами, прозвучали по 1-2 раза, в их числе «неинтересные, пресные комментарии», отсутствие индивидуального подхода к СМИ, рассылка одинаковых комментариев разным журналистам, профессиональная некомпетентность - «порой PR-менеджер знает меньше, чем журналист» (из анкеты участника) и т.п.


PR-агентства
Как признались 4 журналиста, что их опыт общения с PR-агентствами слишком мал - исчерпывается одним-двумя контактами, поэтому они не могут делать выводы (что неудивительно, так как в PR-агентствах обслуживается сравнительно небольшой процент игроков рынка недвижимости – прим. ИРН). По словам еще одного участника «к PR-агентствам нет претензий: если есть недостатки, то они зависят не  от них».

Остальные 15 опрошенных назвали:  низкую компетентность в сфере недвижимости (отметили 4 журналиста); назойливость (отметили 4 журналиста) - «Надоедливые, звонят после каждого пресс-релиза» (из анкеты участника); отсутствие оперативности (отметили 3 журналиста) - «они должны получить кучу согласований, прежде чем прислать ответ журналисту» (из анкеты участника); низкую  эффективность (отметили 3 журналиста) - «как правило, не могут помочь, если нужна действительно важная информация по бизнес-процессам от первых лиц компании» (из анкеты участника) и т.п.

В то же время 2 журналиста наряду с недостатками отметили в качестве  преимущества PR-агентств хороший уровень организации коммуникаций – «лучше общаются в сравнении с PR-службами компаний, всегда держат себя в рамках, вежливы. Всегда все помнят» (из анкеты участника).
 

Персоны grata
Мы также попросили опрошенных журналистов перечислить их любимых специалистов в каждой из категорий (под «любимыми» подразумевались сотрудники, к которым журналисты по тем или иным профессиональным причинам предпочитают  обращаться).


Эксперты
На основании ответов 19-и опрошенных (один участник сказал, что у него нет таких предпочтений) выявлена тройка лидеров среди экспертов: 
Олег Репченко, ИРН (8 упоминаний), Константин Апрелев, РГР (6 упоминаний), Андрей Бекетов,  АРН (4 упоминания). Как видим, лидируют специалисты, которые известны как аналитики и готовы предоставлять обобщающую информацию о рынке.

Далее следуют получившие по 3 упоминания Григорий Куликов, «МИЭЛЬ»; Геннадий Стерник, независимый аналитик, Михаил Гороховский, «Бест-Недвижимость».

Всего в ответе на данный вопрос были названы 62 персоны.

Квартиры и недвижимость в Москве и Подмосковье


 

PR-службы компаний
Любимых «пиарщиков» компаний назвали 18 журналистов. Лидерами в данной категории стали Олеся Кошкина, Mirax (5 упоминаний), Варвара Пухонина, «Пересвет» (4 упоминания), Оксана Басова, «С-Холдинг» (4 упоминания). Далее следуют 12 специалистов, каждый из которых получил по 2 упоминания. Всего отмечены 55 PR-менеджеров.

Квартиры и недвижимость в Москве и Подмосковье

 
PR-агентства
Любимых специалистов PR-агентств перечислили 14 журналистов, остальные ответили «таких нет». В результате у 3-х специалистов 3 и более упоминаний: ровно половина ответивших отметили Анну Голобокову, «Модус» (7 упоминаний),  5 журналистов назвали Марину Скубицкую, «PR-стиль», 3 журналиста упомянули Екатерину Семихатову, People2People. Далее следуют менеджеры, у которых по 1-2 упоминания. Всего в ответе на этот вопрос перечислены 19 PR-менеджеров.

Показательно, что любимые специалисты PR-агентств обнаружились  в том числе и у журналистов, которые в целом выказали негативное отношение к PR-агентствам.

Квартиры и недвижимость в Москве и Подмосковье


 

Резюме ИРН:
Было ожидаемым, что большинство опрошенных назовут в качестве предпочитаемых спикеров именно экспертов. Перечисленные недостатки также оказались  предсказуемы.

Тем не менее, открытые  ответы журналистов выявляют несколько типичных внутренних проблем компаний в области управления, которые их высшее руководство зачастую не осознает. 

В первую очередь речь идет о делегировании полномочий. Так, топ-менеджемент компаний зачастую не вводит PR-специалистов в курс дела по многим важным вопросам и не всегда наделяет достаточными полномочиями для общения со СМИ. Нередко корпоративные «пиарщики» являются подневольными людьми, от которых требуют результатов, не подпуская при этом к формированию информационной политики компании. Это неизбежно блокирует как самостоятельность, так и профессиональный рост PR-специалистов.  В результате они действительно не всегда бывают компетентны, причем не по собственной вине. В таких случаях журналисты вынуждены нагружать своими запросами напрямую экспертов, которые заняты своими прямыми обязанностями и воспринимают общение со СМИ как факультативную нагрузку со всеми вытекающими отсюда последствиями. 

Идеальным решением проблемы представляется постепенное повышение профессионального уровня руководителей PR-подразделений до уровня экспертов и их официального статуса - до уровня заместителей первых лиц компании, когда они могли бы брать на себя ответственность за взаимодействие со СМИ и предоставлять комментарии в том числе от своего имени. 

Что касается PR–агентств, для них подобное расширение компетенций в ближайшее время труднодостижимо и вряд ли целесообразно. Тем не менее, представляется необходимым поднять статус агентских менеджеров в глазах журналистов, а этому, на наш взгляд, может способствовать  движение агентств по пути тематической  специализации.

Кроме того, чтобы агентства не были «еще одним ресепшеном» и дополнительным звеном в коммуникационной цепочке (обычно это происходит при наличии в компании и собственной пресс-службы, и PR-агентства), необходимо такое разделение функций собственных и внешних «пиарщиков», при котором исключаются какие бы то ни было дублирующие действия.