Недавно глава метрополитена Дмитрий Гаев сообщил, что столичный метрополитен будет расширен еще на две линии. Это будет дополнительный пересадочный контур, и Солнцевская ветка, которые протянут от станции «Парк Победы». Главной особенностью этих двух новых веток станет то, что они будут функционировать в автоматическом режиме. По оценкам «Индикаторов рынка недвижимости», это может привести к сбоям в работе метро.

Для вынесения таких выводов достаточно вспомнить уже имеющийся опыт автоматизации московского метро. Впервые автоматический режим был опробован в московском метрополитене на самой старой – Сокольнической ветке. В качестве образца был взят опыт работы так называемой 14-ой ветки метро в Париже. Вместо светофоров в туннелях метро установили специальное оборудование, которое подключало и отключало ток от двигателя электропоезда в зависимости от загруженности дороги. Кроме того, эта система регулирует действия машиниста. В случае любого отклонения действий машиниста от режима ведения поезда предписанного техникой безопасности, автоматика исправляет нарушенную характеристику движения.

Формально данная система считается более надежной, с точки зрения безопасности пассажиров. Однако к чему привело внедрение данной системы помнят все, кто ездил по Сокольнической ветке в 2000-2001 годах, когда это автоматическое оборудование проходило свою первую обкатку. Тогда пассажирам метро вновь пришлось вспомнить эпоху 1993-1995 годов, когда поезда внезапно и резко тормозили в перегонах, или, (чего лучше!) останавливались в них как минимум минут на 5, а в худшем минут на 40. Все это происходило из-за того, что автоматика в случае обнаружения нарушения какого-либо из правил техники безопасности имеет, в частности, право затормозить поезд.

Изначально предполагалось ввести такой режим вслед за Сокольнической веткой и на Кольцевой, однако в силу уже указанных причин рисковать не стали и ввели его на самой молодой на тот момент ветке – Серпуховско-Тимирязевской. И на этой ветке до сих пор наблюдаются периодические остановки поездов внутри перегонов. Конечно, время простоя теперь значительно сократилось. Обычно он не превышает одной минуты. И все же дополнительного комфорта эти явления пассажирам не доставляют.

Следует отметить, что на двух новых ветках автоматика будет доведена до совершенства. Автоматическая система Серпуховско-Тимирязевской и Сокольнической веток еще требовала присутствия в рулевых кабинах поездов машинистов, и на них как раз таки можно было списать все те неудобства, с которыми обычно связывают автоматическую систему движения в московском метрополитене. Главные аргументы в пользу автоматики сводятся к тому, что машинисты увлекаются и нарушают правила движения, предписанные техникой безопасности, а автоматика лишь поправляет их. И логика сторонников автоматики заключается в том, что если бы все машинисты действовали правильно, то никаких неудобств у пассажиров бы из-за работы автоматики не возникало бы.

Однако в данном случае не учитывается тот факт, что техника, по определению не может работать идеально. В итоге, когда происходят какие-то незначительные сбои, и автоматика на них реагирует, машинист может ввести ручное управление, в случае же его отсутствия поезд, застрявший внутри перегона, может парализовать движение в метро как минимум на несколько часов. Кроме того, и пассажиры, на защиту которых вроде бы направлено внедрение автоматики, так же ведут себя преимущественно не идеально. Достаточно вспомнить с каким боем берут они вагоны в часы «пик». Настроить технику можно на 2 режима: либо тотальное ожидание пока в дверных проемах не окажется никого, либо установить жесткое время, выделяемое под посадку и высадку.

Реклама
Level Стрешнево

Бизнес-класс у воды! 100% апартаментов с видом на воду. Редкие форматы. Скидка 15%.

от 9,5 млн руб.
Застройщик: АО СЗ МКСМ. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Бауманская

Камерный проект с акцентом на приватность. 15 минут пешком до двух станций метро. Скидка 15%!

от 13,9 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Вектор движения. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Южнопортовая

Уникальные виды на реку и парки! Более 60+ планировочных решений. 10 минут пешком до метро. Скидка 15%!

от 6,9 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ АПД. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Квартал AFI Park «Воронцовский»

Приватный квартал бизнес-класса. Дом построен! Квартиры с дровяными каминами. Скидки до 20%

от 17 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ АКВАМАРЕ УНО. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Нагатинская

Ключи скоро! Квартиры бизнес-класса с видом на Москву-реку. 15 минут пешком до метро. Скидка 15%.

от 12,2 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Инвестиционное развитие. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Академическая

Камерный проект в престижном районе с готовой инфраструктурой. Близость к центру. Скидка 20%!

от 15,6 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Левел Академическая. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Нижегородская

Старт продаж новых корпусов! Проект комфорт-класса от Level. Скидка 15% + дополнительные 3%!

от 9,4 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Левел Нижегородская. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Селигерская

Комфорт-класс с авторской архитектурой. 10 минут пешком до метро «Селигерская». Скидка 15%.

от 8,3 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Ильменский. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Причальный

Ключи в день покупки! Квартиры с видом на Москву-реку. 7 минут пешком до метро «Шелепиха». Скидка 15%.

от 14,2 млн руб.
Застройщик: АО СЗ ИНСПАЙР. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.

В первом случае поездам придется гораздо дольше стоять на станциях, так как в них пожелает набиться, как это показывает практика, преобладающее большинство ожидающих поезда пассажиров. В результате будет сорван график движения поездов. Во втором случае точно не обойтись без жертв особо неуклюжих и любопытных. При этом на станции начнет скапливаться огромное количество пассажиров не успевших сесть в поезд. И если сейчас в вагон можно попасть с 3-его-4-ого раза пока только на «Выхино» (где, кстати, еще не введена автоматика, а только лишь действует единый узел метро и железной дороги), то после введения автоматики в режиме хронометража стоянки, «синдром «Выхино» может распространиться и на другие станции московского метрополитена.

Для преодоления этой проблемы потребуется вводить дополнительные составы, на которые, по крайней мере, на данный момент у руководства московского метро денег нет. Следует отметить, что более-менее отладить работу автоматики на Сокольнической ветке представителям метрополитена удалось только к 2004 году. Все это, по мнению аналитического центра www.irn.ru, вряд ли улучшит транспортную ситуацию в Москве, которая и без того крайне напряжена. Единственно, что в этом плане утешает, так это тот факт, что решать проблемы с автоматикой руководству метрополитена придется не в ближайшие 4 года. Ведь построить Солнцевскую ветку планируется не раньше, чем через 3 года, а дополнительный контур лишь к 2015 году. А тогда, может быть, и проблем с транспортом в российской столице будет меньше.