Деревянные кирпичи
В одной из недавних статей («Мода на кирпичи неистребима») специалисты компании «Индикаторы рынка недвижимости» комментировали увеличение доли деревянного строительства на Подмосковном рынке коттеджных поселков и формальный рост конкуренции в сегменте эконом-класса. Тем не менее, одновременно с развитием деревянного зодчества свои позиции существенно укрепил сегмент рынка, где используются дорогие стройматериалы (кирпич и монолит-кирпич). Поэтому, для объективной оценки Подмосковного рынка коттеджных поселков следует более детально рассмотреть структуру предложения. Ведь в категорию «дом для постоянного проживания» наши девелоперы относят, как каменные особняки в 5 км от МКАД, так и деревянные домики, расположенные более чем в 100 км от самой глухой окраины Москвы. Сотрудники аналитического центра www.irn.ru, полагают, что второй вариант разумнее называть дачами для круглогодичного отдыха, а не загородными домами.
Следует помнить, что практически все владельцы домов в коттеджных поселках работают в Москве, а на дорогах сегодня тесновато. Поэтому, границу, отделяющую подмосковные загородные дома для постоянного проживания от коттеджей для круглогодичного отдыха оптимально провести по 35 километру от МКАД (примерно в этом радиусе пройдет ЦКАД). Показательно, что выбранный радиус делит Подмосковный рынок коттеджных поселков примерно поровну (132 объекта расположены до 35 км и 115 объектов после). Для еще более точной сегментации структуры предложения сотрудники компании «Индикаторы рынка недвижимости» разбили рынок на четыре части (соответственно сторонам света).
На расстоянии до 35 км от МКАД деревянные коттеджи можно встретить только на севере (10,5%) и на западе (1,3%). Несмотря на разговоры об увеличении объемов деревянного домостроения, девелоперы осваивающие Подмосковье «ближнего круга» предпочитают возводить каменные дома. Это вполне логично: чем выше стоимость земли, тем более дорогой дом можно на ней построить.
В итоге, на севере доля кирпичных и монолитно-кирпичных домов составляет 39,5% и еще 26,3% приходится на пеноблочные коттеджи. По наиболее дорогому, западному направлению, количество кирпичных домов в коттеджных поселках составляет 63,3%, и еще 22,8% приходится на монолит-кирпич. На юге доля кирпича заняла 37,5%, а на монолит-кирпич и пеноблоки пришлось еще по 12,5%. Восточное направление отличается от остальных тем, что количество кирпичных, монолитно-кирпичных и пеноблочных коттеджей на нем одинаково – по 28,6% на каждый тип дома.
Полный отчет по исследованию см. в разделе «Готовые исследования» >> *Разбивка на шоссе по сторонам света:
Север: Алтуфьевское, Волоколамское, Дмитровское, Куркинское, Ленинградское, Можайское, Осташковское, Пятницкое, Рогачевское, Ярославское.
Запад: Боровское, Ильинское, Калужское, Киевское, Минское, Новорижское, Рублево-Успенское
Юг: Варшавское, Каширское, Симферопольское.
Восток: Горьковское, Егорьевское, Новорязанское, Щелковское.
Начиная же с 36 км от МКАД ситуация со стройматериалами кардинальным образом меняется. На юге и востоке кирпичные и монолитно-кирпичные коттеджи не встречаются вовсе, а на севере и западе их суммарное значение составляет около 20%. Основную массу предложения на юге и востоке представляет дерево: 64,3% и 66,7% соответственно. На севере превосходство деревянных коттеджей выражено не так выпукло – 37,9%, а на престижном западе доля домов этого типа составляет всего 22,4%.
Таким образом, «каменные» дома относятся к дорогому сегменту рынка и сосредоточены вблизи от МКАД, а деревянные коттеджи, наоборот, характерны для отдаленных поселков расположенных вдоль менее престижных направлений со слабо развитой инфраструктурой. Сотрудники аналитического центра www.irn.ru считают, что в настоящее время к строительству деревянных коттеджей тяготеют девелоперы, развивающие «дачные» поселки. При этом за последний год их количество выросло почти на 60%. В этом отношении дерево – лидер по темпам прироста. Но такие темпы существенно увеличивают конкуренцию в этом сегменте, так как спрос на «дачи» существенно ниже, чем на «дома для постоянного проживания». Вот и приходится участникам рынка активно пиарить преимущества деревянной застройки.