Адвокат Олег Сухов специально для IRN.RU предупреждает: опасность сохраняется

Сделки по приобретению первичной недвижимости, т.е. новостроек – одни из самых популярных и в то же время самых опасных. Среди плюсов: интересная цена, удобная планировка квартир, удачное месторасположение дома и многое другое. Среди минусов: приобретение метров в строящемся жилье грозит высокими рисками, которые порождают тысячи обманутых дольщиков, остающихся и без денег, и без квартир.

Одним из самых распространенных считается риск двойной продажи, т.е. приобретение прав на недвижимость, которая была реализована застройщиком несколько раз нескольким покупателям.


Договор, не зарегистрированный в Росреестре
Закон запрещает продажу и покупку первичной недвижимости, если таковая осуществляется не по договору об участии в долевом строительстве (214-ФЗ). Нарушение подобного запрета влечет многомиллионные штрафы для застройщиков и порой непоправимые последствия для обманутых дольщиков. И хотя упомянутый Закон № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» в этом году справляет свое десятилетие, примеров оформления сделок в его обход, по так называемым серым схемам, не счесть.

Необходимо помнить, что оплачивать недвижимость, приобретаемую на первичном рынке, нужно только после регистрации в регистрационной службе (Росреестре) договора об участии в долевом строительстве. Любая оплата договора до его регистрации или оплата иного, сомнительного договора, направленного на покупку новостройки, например, предварительного, инвестиционного, любого иного, чревата риском включения в схему двойной продажи. Если договор не зарегистрирован, недвижимость может продаваться нескончаемое количество раз, а потому оплачивать договор нельзя, пока он не будет надлежащим образом зарегистрирован в Росреестре.

Судебных тяжб по двойным продажам в моей практике было несколько десятков, если не сотен. И в подавляющем их большинстве можно выделить классический прием застройщиков: заключение предварительного договора купли-продажи или предварительного договора долевого участия, получение денежных средств, а затем продажа по аналогичным договорам тех же самых объектов недвижимости нескольким другим покупателям.

Однажды мне пришлось почти два года судиться в Раменском городском суде Московской области, чтобы отстоять права на квартиру, проданную моему клиенту по предварительному договору. Когда у застройщика стало не хватать средств для достройки дома, он начал повторно оформлять договоры на то же самое жилье, но уже долевого участия. И хотя в споре мы были в более слабом положении, имея на руках предварительный договор против договора долевого участия у нашего оппонента, тем не менее выиграть дело и получить квартиру удалось, т.к. договор моего клиента был заключен раньше. Суд посчитал, что право на жилье у моего доверителя возникло ранее, а посему он имеет на него преимущественное право. Однако судебная практика в подобных спорах очень противоречивая, и многие суды отдают преимущество именно зарегистрированным договорам долевого участия, вне зависимости от времени их оформления.


Фиктивный продавец
Не следует доверять обширной рекламе, дорогому офису и громкому имени застройщика. Обман может поджидать с любой стороны и абсолютно от любой компании. Безусловно, по статистике большее число двойных продаж практикуется подставными компаниями, которые не имеют права продавать недвижимость, не имеют необходимых документов и являются мошенническими структурами, созданными для быстрого выманивания денег. После того как достаточные суммы преступниками будут собраны, компания-продавец либо бросается, либо банкротится.

Однако не стоит не учитывать, что и сами застройщики, реально возводящие дома и продающие квартиры, порой не брезгуют двойными продажами. Оформляя официальные договоры и выдавая официальные платежные документы, застройщики как никто иной имеют самые реальные ресурсы для осуществления двойных продаж. Причиной тому является имеющийся у них пакет документов, пусть и не всегда полный, но вполне достаточный, чтобы вводить покупателей в заблуждение для завладения их средствами. Кроме того, реальные застройщики или их официальные представители, встречающие покупателей в солидных и дорогих офисах, меньше всего располагают к недоверию и возможному обману.

В моей практике встречались судебные споры, когда крупные и известные строительные компании продавали одно и то же жилье до четырех раз. И только один из покупателей получал ключи от квартиры, трое остальных оставались ни с чем. Рекордным примером остается скандал 2006 года, когда в одном из элитных домов запада столицы застройщик умудрился провести 77 двойных продаж дорогостоящей недвижимости.


Фокус с оплатой
Обман с оплатой – это один из классических и любимых приемов «кинуть» дольщиков. Каждому покупателю следует помнить, что оплата договоров долевого участия должна проводиться только по безналичному расчету. Любая передача денежных средств наличными, любому, даже самому главному представителю застройщика, например, генеральному директору или учредителю, очень часто приводит к последующему оспариванию такой оплаты и признанию ее ничтожной, т.е. не существовавшей. А это в свою очередь лишает обманутого покупателя права претендовать не только на жилье, но и на возврат средств. Буквально в конце 2014 года я принимал участие в судебном процессе Московского городского суда, который отказал многодетной семье в праве на квартиру по причине недоказанности оплаты. Суду показалось недостаточным наличие трех документов в подтверждении внесения денежных средств: квитанции к приходно-кассовому ордеру, акта о взаиморасчетах и справки генерального директора в подтверждение принятия денег. Как уже множество раз доказал наш самый гуманный суд в мире: застройщику стоит лишь заявить о том, что денежные средства ему не передавались, и никакие документы не будут опровержением такому «чистосердечному признанию». Хочу отметить, что по приведенному выше делу пройдено уже три судебные инстанции, и все они поверили словам представителя застройщика, но не поверили документам многодетной семьи, оставшейся без денег и без квартиры. Теперь предстоит уповать лишь на Верховный суд, но надежд немного, ибо Верховный суд занят «верховными» делами.