Игорь Индриксонс, управляющий инвестициями в недвижимость, специально для www.irn.ru

В секторе аренды квартиросъемщики и собственники жилья не всегда готовы прийти к обоюдному согласию. В разных ситуациях пострадавшим может оказаться любая из сторон. У зарубежных и российского рынков аренды есть свои нюансы.

Россияне, переезжающие за рубеж на время учебы или работы, порой тратят много времени и сил, чтобы арендовать достойное жилье, а когда находят, не всегда вникают в тонкости местного рынка недвижимости. Но сектор аренды той или иной страны может преподнести российским арендаторам массу сюрпризов, в том числе и неприятных.


Две грани одной плоскости
Рынок аренды соседней Финляндии во многом отличается от российского. Елена С. из Санкт-Петербурга поступила в университет в финском городе Миккели. Еще во время вступительных экзаменов она узнала о специальных квартирах, предназначенных для студентов, обучающихся в вузах по всей Финляндии. Арендная плата таких студенческих квартир, как правило, ниже средней ставки, и располагаются они недалеко от университетского кампуса и оборудованы всем необходимым для проживания. Залоговая сумма не является платежом за последний месяц, как это часто принято при аренде жилья, а целиком возвращается арендатору после окончания учебы в случае полного соблюдения всех необходимых требований. Невнимательно читая договор, Елена упустила одну важную деталь – финский арендодатель не только тщательно следит за тем, как соблюдается чистота и порядок в квартире, но и за успеваемостью студента. Когда по окончании учебного семестра собственник сообщил петербурженке о расторжении контракта, Елена была крайне удивлена: все это время она старательно и регулярно убиралась и не нарушала тишину. Но в Финляндии арендодатель имеет право расторгнуть договор аренды, если арендатор не сдает достаточное количество предметов своего курса.

Зато в Великобритании арендатор может спать спокойно: договор аренды, заключенный с собственником жилья более чем на три года, защищает квартиросъемщика от неприятных неожиданностей вроде несправедливого выселения или слишком высокой ренты. Кстати, повышение арендной платы согласно Tenancy agreement (договору с арендатором) должно быть справедливым и реалистичным и соответствовать среднему значению местной арендной ставки. В случае несоблюдения правил, прописанных в контракте, недобросовестный арендодатель рискует быть оштрафован. Арендатор также имеет право без каких-либо последствий прервать аренду, уведомив при этом арендодателя минимум за 28 календарных дней. Если же квартиросъемщик решит покинуть арендуемое жилье без уведомления собственника, последний имеет право потребовать остаток ренты до конца истечения подписанного долгосрочного договора, то есть полностью за весь срок.

В отличие от множества европейских стран, в Португалии частенько сдаются помещения вообще без мебели. Кроме того, сами португальцы предпочитают арендовать абсолютно пустое жилье, месячная цена которого может оказаться вдвое дешевле меблированной квартиры, а затем докупать все необходимое на местных блошиных рынках, которые проходят каждую субботу в любом городе страны. Желающие арендовать жилье в Португалии иностранцы нередко оказываются в тупике, наблюдая на сайтах, посвященных аренде недвижимости, чрезвычайно завышенные цены. Связано это с банальным желанием португальских арендодателей заработать: практически все объявления, написанные на английском языке, предлагают квартиры с серьезной наценкой.

С этим столкнулся и Георгий Л. из Москвы, приехавший в Лиссабонский университет, чтобы продолжить обучение по своей специальности и получить кандидатскую степень. Жить в общежитии, предоставляемом университетом, Георгию не хотелось, поскольку аренда комнаты в многокомнатной квартире обошлась бы дешевле, а бонусом стало бы отсутствие комендантского часа. В таком случае варианта у него было всего два: или найти помощника со знанием португальского языка, который без труда отыщет недорогую квартиру, или же искать жилье через сообщества иностранных студентов и практикантов Erasmus Mundus. В группах, посвященных сообществу, сами студенты и аспиранты делятся мыслями и дают советы по поводу аренды, а также предлагают варианты освобождающихся квартир. Через несколько недель, проведенных в общежитии, Георгию удалось занять комнату в просторной квартире в старом доме в самом центре Лиссабона, разделив ее с такими же студентами из разных стран мира. Никакого договора аренды никто заключать не требовал: мифический хозяин через интернет договаривался с потенциальными арендаторами, которые ежемесячно перечисляли арендную плату на указанный банковский счет. Спустя несколько недель появившиеся на пороге квартиры судебные приставы объяснили, что Георгий и другие студенты живут в доме, который давно расселен, ведь ему через несколько месяцев предстоит капитальная реставрация. К сожалению, подобная практика сдачи квартир в старинных домах, предназначенных для реновации или под снос, ничего не подозревающим иностранцам – для Португалии обычное дело. Ответом на все жалобы арендаторов в таком случае станет одна и та же фраза: «Сами виноваты, нужно было заключать контракт!».

Зато в Нидерландах считают, что зарубежные туристы-арендаторы могут стать еще одним источником увеличения городской казны на несколько миллионов евро ежегодно. С февраля 2015 года в голландской столице оплачивать туристический налог будут не только те, кто решил остановиться на время своего путешествия в гостиницах, но и те, кто предпочел арендовать частные апартаменты или комнаты. Совместная договоренность городских властей с онлайн-платформой по аренде жилья по всему миру Аirbnb привела к тому, что туристам, бронирующим жилье в Амстердаме при помощи данного портала, в итоговую стоимость аренды будет включен туристический налог в размере 5% стоимости аренды.

Если на европейских рынках столетиями существует практика жилищных арендных выплат, то на рынке Южной Кореи до недавнего времени придерживались так называемой традиции «чонсе», при которой арендодатель не запрашивает ежемесячную аренду, а берет в залог сумму, составляющую до 50% от себестоимости жилья, а арендатор оплачивает лишь коммунальные услуги. Однако за последние три года ситуация изменилась кардинальным образом, и сегодня корейцы все чаще предпочитают «западный» тип арендных отношений или «вольсе», представляющая собой не что иное, как классический европейский вариант аренды с обязательным залогом в размере 5-10% от стоимости жилья. При «чонсе» залог, получаемый от арендатора на срок проживания, возвращается владельцем дома или квартиры в полном размере, хотя и может быть урезан в том случае, если в арендуемом объекте были констатированы поломки мебели, сантехники или недавно приобретенной бытовой техники. Фактически арендодатель не получает никакой краткосрочной или среднесрочной выгоды от сдачи своего жилья в аренду, за исключением рыночного прироста капитала недвижимости и увеличения стоимости объекта в случае ремонта или замены мебели или бытовой техники. Зато владелец оказывается надежно застрахован от краж со стороны недобросовестных арендаторов и может оставить залог в случае неожиданного исчезновения или смерти последнего, если тот использовал жилье в одиночку.


Другая сторона медали
Случается так, что между арендатором и собственником жилья развязывается настоящая война. Первый отказывается платить по счетам, а второй отключает газ, электричество и интернет, желая заставить квартиросъемщика капитулировать. Иногда арендодатель и вовсе не догадывается о том, что на самом деле происходит за стенами его квартиры. В России тоже нередко бывают случаи, когда договор аренды однокомнатной квартиры с собственником заключает приятная молодая пара, а при посещении квартиры на пороге арендодателя встречает огромная семья из Таджикистана. Многие собственники и вовсе предпочитают договариваться с потенциальными арендаторами «на словах», пренебрегая разного рода контрактами и в итоге сами оказываются заложниками своей недальновидности. Сдача в аренду жилья дальним родственникам, знакомым или друзьям друзей «под честное слово» также часто оказывается полным провалом. Добиться своевременной оплаты от такого ненадежного арендатора в России можно только через суд, но при отсутствии заключенного по всем правилам договора аренды сделать это оказывается чрезвычайно сложно.

Кстати, отказ большинства собственников от заключения официального документа в виде договора аренды, прежде всего обусловленный нежеланием платить налоги, создает благодатную почву и для мошенников, которые придумывают все более изощренные схемы, жертвами которых регулярно становятся потенциальные арендаторы. Например, сдача несуществующих квартир в обмен на полугодовой депозит или сдача жилья в обход настоящих собственников. Чтобы не попасть впросак, стоит внимательно изучить 35 главу Гражданского кодекса, а конкретно статьи 671-688.

В секторе аренды недвижимости жертвой может оказаться как арендатор, страдающий от собственного незнания, так и арендодатель, которого с легкостью может оставить в дураках недобросовестный квартиросъемщик. Для достижения идеальных отношений между арендатором и арендодателем обязанности, прописанные в контракте, необходимо соблюдать обеим сторонам. Бизнес, построенный на доверии, работает только тогда, когда это доверие не только оправдано, но и подкреплено документально.