Проект освоения новых территорий Москвы пока вызывает у бизнес-сообщества больше пессимизма, чем оптимизма. Такой вывод следует из выступлений участников вчерашнего круглого стола «Новые территории Москвы: глобальные перспективы и первоочередные задачи». Он прошел 29 сентября в рамках VIII Российского форума лидеров рынка недвижимости – RREF-2011 и XXV выставки «Недвижимость» в Центральном доме художника на Крымском Валу в Москве.

Удивительно или нет, но зал был полон, что редкость для таких конференций (под конец опоздавшие даже стояли в проходе), и каждый доклад участников вызывал множество вопросов и комментариев.

Чтобы понять перспективы строительства жилья на присоединяемых к Москве территориях, стоит посмотреть на поведение цен в самой столице, считает руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Олег Репченко. Почему здесь планка постоянно держится в районе $5000 за метр (см. «Обзор рынка недвижимости по итогам сентября 2011 года»), тогда как в других регионах намного дешевле? Говорить о технической себестоимости строительства не стоит: она не сильно дороже. Примерно 30 000 руб. за метр – на возведение «коробки», чуть больше на коммуникации и создание инфраструктуры, благоустройство. А вот инвестиционная себестоимость порой «зашкаливает». В Москве очень дорогая земля, как принято говорить, город «не резиновый».



Что же, теперь перед строителями открываются бескрайние просторы. Но «дьявол, как обычно, в деталях» – так охарактеризовал перспективы развития ситуации на новых территориях Москвы Олег Репченко. Новые земли Москве необходимы, спора нет, вопрос, так сказать, назрел. Но почему расширение границ Москвы было направлено именно на юго-запад?

По его мнению, это было обусловлено воздействием на правительство банковского лобби. За время кризиса на балансах у крупных госбанков здесь оказалось очень много земель, переданных им в залог. Это плохо влияет на структуру их активов, с этой землей нужно что-то делать. Лучший выход – создание мегапроекта, который помог бы им реализовать или освоить колоссальный земельный фонд.

С другой стороны, действительно, в присоединяемых районах огромное количество неосвоенных земель, которые все равно нужно развивать. И Москве в свою очередь нужно развиваться. Так что в целом политический вектор позитивный, считает Репченко.

С началом подобных огромных проектов у многих появляется желание заработать, приняв в них участие. Каким образом? Можно купить там землю в надежде, что она подорожает. Можно попытаться стать крупным подрядчиком при освоении земель. Для понимания возможностей и перспектив стоит вспомнить историю наиболее масштабных проектов последних лет.

Сочи. Ажиотаж, охвативший жителей российской жемчужины Черного моря, когда Россия выиграла право на проведение Олимпийских игр, длился не так уж долго. На первой волне эмоций цены на жилье взлетели до небес. Однако очень скоро началось изъятие частных земель для госнужд, что сопровождалось скандалами, а первые застройщики столкнулись с проблемами при реализации квартир. Местный спрос невелик, москвичи и петербуржцы также редко рассматривают жилье в Сочи в качестве «второго дома», да и остальная Россия не стоит в очереди, чтобы приобрести там недвижимость.

Когда же Олимпиада пройдет, «пузырь» может вообще схлопнуться. Достаточно вспомнить ситуацию после Олимпийских игр в Афинах-2004 – построенные к ней объекты до сих пор стоят заброшенными и никак не используются.

«Москва-Сити». Этот проект строится уже 20 лет и до сих пор не окончен. И проблемных объектов в нем немало. Это не только многострадальная башня «Федерация», но и неосуществленная башня «Россия». Да и само московское правительство отказалось от идеи переезда и строительства собственного комплекса в деловом центре. Другие проекты также неоднократно подвергались изменениям, трансформациям и сейчас часто испытывают проблемы с арендаторами. А теперь начинаются еще и упорные разговоры о том, что финансовый центр нужно делать не в «Москве-Сити», а строить новый на присоединяемых территориях. Вывод – чем крупнее проект, тем выше риски, что он не будет завершен, отмечает Репченко. И нельзя исключать, что многие проекты на новых территориях будут окончены не ранее, чем через 30-50 лет, если вообще будут достроены.

Как вся эта ситуация повлияет на цены на жилье? По данным www.irn.ru, на первой эмоциональной волне после объявления о присоединении к Москве новых территорий цены на квартиры продавцы подняли на 5-10-15%. Но спрос на них пока не вырос, считает Репченко. Правда, по мнению Артёма Ржавского, руководителя отдела консалтинга и аналитики «АЗБУКА ЖИЛЬЯ», спрос вырос вдвое, а сделки с новостройками в этом регионе за лето – в четыре раза. Однако цены на вторичном рынке остались стабильными.

Что будет после того, как здесь начнется строительство огромных объемов жилья, рассуждает Репченко. Сейчас цены в населенных пунктах типа Троицка, Коммунарки и других, отходящих к столице, намного ниже московских. Чтобы обеспечить продажи новых квартир, застройщики будут вынуждены опускать (хотя бы на раннем этапе) планку еще ниже. А такая ситуация скорее может сбить цены на вторичном рынке, а не поднять на новостройки. (Подробнее см. «Руководитель IRN.RU: недвижимость в «Новой Москве» будет не только дорожать, но и дешеветь» и «Руководитель IRN.RU: цены в «Новой Москве» дорастут до столичного уровня лет через 10»). 

В сегменте загородной недвижимости ситуация выглядит еще печальнее. В первую очередь потому, что львиная доля построенных объектов там приобреталась изначально как участки без подряда. В результате выросли «шанхаи» без единой концепции, социально-бытовой инфраструктуры и т.д. Но, как неоднократно подчеркивалось, идея президента РФ Дмитрия Медведева, базирующаяся явно на западноевропейском опыте, заключается в обустройстве новых территорий с помощью малоэтажного строительства (подробнее см. «Руководитель IRN.RU: «Новую Москву» застроят малоэтажкой экономкласса»). В результате при массовом возведении коттеджей экономкласса цены на неорганизованные поселки просто рухнут, считает Репченко. Потому что общий комфорт проживания в организованных поселках будет, скорее всего, выше (уже просто за счет продуманной социально-бытовой инфраструктуры), а цены на относительно типовые дома окажутся просто несопоставимыми с индивидуальной застройкой.

Можно сравнить. В получившем в мае этого года престижную награду FIABCI – международной федерации участников рынка недвижимости – Prix d'Excellence Awards в категории «Окружающая среда (восстановление)» поселке в пригороде Оренбурга Экодолье (подробнее см. «Звезды рынка недвижимости желают бить рекорды») продается один дом в день. И стоимость их не превышает 1,9 – 2 млн руб. Они небольшие – по 56 кв.м в среднем, с участком в 6-8 соток. То есть это соответствует нормальной двухкомнатной квартире, отметил генеральный директор УК «Экодолье» Константин Филиппишин в докладе «Практика реализации ГЧП и КОТ в проектах малоэтажной комплексной застройки жилья экономического класса».

«Развитие таких проектов возможно только при грамотной организации государственно-частного партнерства (ГЧП) и комплексного освоения территорий (КОТ), – отметил он. – Область обеспечивает за свой счет строительство технической и социально-бытовой инфраструктуры». Другие проекты, например в Обнинске (Калужская область), обходятся покупателю несколько дороже: там часть инфраструктуры, дорожного строительства компания ведет за свой счет.

«Экодолье» имеет опыт работы в целом ряде регионов России, однако пригороды самых крупных городов – Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга – пока не соглашаются на подобного рода проекты. Филиппишин отметил, что собственники земли не идут на партнерство, требуя выкупить землю в собственность сразу, а такие первоначальные вложения просто «убивают экономику проекта». «Если бы мы договорились хотя бы о рассрочке, чтобы выплачивать стоимость земли из финансового потока поступлений от продаж на ранней стадии строительства, тогда подобные проекты можно было бы реализовать», – сказал Филиппишин.

Пока что говорить о развитии ГЧП на новых территориях Москвы рано, отмечают участники круглого стола. Недопонимание власти и участников рынка друг друга, например, обрисовал Артём Ржавский, руководитель отдела консалтинга и аналитики «АЗБУКА ЖИЛЬЯ».

Он сравнил, в частности, ожидания власти и участников рынка от освоения новых территорий Москвы. Оказалось, что их ориентиры далеко не совпадают (подробнее см. в докладе «Новая Москва». Реакция рынка недвижимости. Перспективы развития»). По его мнению, если темпы присоединения новых территорий к Москве будут активными, тогда можно будет говорить о росте цен и покупательского интереса. Если же они окажутся затянутыми, интерес угаснет, возможна коррекция цен на вторичном рынке жилья.

«Участники рынка ждут сигналов и ориентиров от власти, – заявил генеральный директор «Крайс Девелопмент» Яков Литвинов. – Расширение Москвы было ее инициативой, теперь она должна объяснить бизнесу, чего она от него ждет, и сформировать правила игры. Пока же мы видим только лозунги и заголовки», – подчеркнул он. Это сложная задача: при застройке «Новой Москвы» должны учитывать интересы самых разнообразных сторон – от Минобороны и Рослесхоза до лендлордов (включая частных и сельхозпроизводителей), РЖД, коммунальщиков и жителей Москвы и Московской области. Подробнее см. тезисы доклада девелопера «Многоэтажное и малоэтажное строительство жилья на новых территориях Москвы: баланс интересов».

Девелопмент вообще, по изначальному определению, – не разновидность бизнеса, а развитие территорий в соответствии с потребностями социума, напомнил аналитик «Инвесткафе» Юрий Кочетков. Он видит город будущего стоящим на трех китах. «Это город без машин, где люди знают друг друга, это город, где люди живут на 5-10 лет дольше, это город, где девелопмент отвечает нуждам социума», – так он сформулировал базисные требования в докладе «Новые территории Москвы – фронтир XXI века. Новые возможности и опасности».

Среди наибольших сомнений, которые вызывает реализация проекта новых территорий Москвы, он выделил проблему занятости. Где будут трудиться ее жители? Они опять будут ездить на работу в Москву. А это приведет к тем же транспортным и иным проблемам, с которыми столица сталкивается сейчас. Поэтому нужно при проектировании жилых многоэтажных домов предусматривать минимум первые два этажа для торговли и офисов, создавая точки приложения труда.

Кроме того, главным средством транспорта в «Новой Москве» должны стать не автомобили, а общественный транспорт, в первую очередь железнодорожный, заявил модератор конференции, главный редактор www.irn.ru Сергей Жарков. Скоростные электрички, скоростные трамваи, метро и легкое метро – эти транспортные системы должны быть увязаны вместе, обеспечивая не более чем часовую доступность места работы от места жительства (подробнее см.: «Главный редактор IRN.RU: транспорт – основа интеграции «Большой Москвы» и «Транспортная доступность новых территорий Москвы»).   


Тезисы докладов участников круглого стола:

Константин Филиппишин, генеральный директор УК «Экодолье»: «Практика реализации ГЧП и КОТ в проектах малоэтажной комплексной застройки жилья экономического класса».

Артём Ржавский, руководитель отдела консалтинга и аналитики «АЗБУКА ЖИЛЬЯ»: «Новая Москва». Реакция рынка недвижимости. Перспективы развития»

Яков Литвинов, генеральный директор «Крайс Девелопмент»: «Многоэтажное и малоэтажное строительство жилья на новых территориях Москвы: баланс интересов»

Юрий Кочетков, аналитик «Инвесткафе»: «Новые территории Москвы – фронтир XXI века. Новые возможности и опасности»

Актуальные проекты компании Азбука жилья (март 2024)
ПроектРасположениеГКПлощади
LOFT НагорнаяМосква, Южный округ, район Нагорный, м. НагорнаяСдан
Источник данных: База недвижимости IRN.RU