Недавно правительство Москвы предложило новую форму проведения конкурсов по выбору арендатора недвижимости, принадлежащей городу. Ранее победитель устанавливался в ходе обычного аукциона. Сейчас московские власти решили ввести дополнительные критерии. И хотя формально подобные предложения выглядят как способствующие развитию малого бизнеса, по факту без должных оговорок, по оценкам аналитического центра www.irn.ru, они могут превратиться в очень значимые препятствия и только осложнить и без того не простую жизнь малых предприятий.

Одним из основных недостатков прежней формы проведения конкурсов по выбору арендатора городской недвижимости – аукционов – был их результат. Арендная плата, изначально установленная на льготном уровне, в ходе аукциона зачастую взлетала не только до среднерыночной, но и выше нее. Естественно, что большинство малых предприятий не могло оказаться победителем. А на фоне кризиса свободных средств у малых предприятий стало еще меньше. В целом, малые и средние предприятия оказались зачастую в еще более затруднительном положении, чем крупные.

На этом фоне в рамках поддержки малого бизнеса московское правительство решило учредить новую форму проведения конкурсов по выбору арендатора городской недвижимости. Теперь помимо предложения выгодной для города арендной платы будущий арендатор должен соответствовать и ряду других критериев.

В результате, конкурс будет проходить не в открытой форме. Правительство Москвы будет указывать возможный диапазон цен, а конкурсанты – предоставлять в правительство письмо с указанием желаемой арендной платы. При этом к конкурсу будут изначально допускаться не все, а только предприятия, соответствующие изначально заданным в рамках конкурса критериям. По словам первого заместителя руководителя Департамента имущества правительства Москвы Валерия Ануприенко, определять критерии будут отраслевые департаменты, а общие принципы будут разработаны правительством Москвы совместно с Федеральной антимонопольной службой.

Формально, казалось бы, все безупречно. Однако возникает вопрос, если изначально к конкурсу будут допущены не все желающие, а только те предприятия, которые будут соответствовать изначально заданным критериям, то почему необходимо было отказаться от открытой формы проведения конкурса? Кроме того, как будет решать проблему выбора арендатора правительство Москвы, если в ходе закрытого предложения 2 формально одинаковых предприятия предложат равновелико большую цену за аренду того или иного помещения?

Одним из преимуществ конкурсов, проводившихся правительством Москвы, была их открытость. Если на фоне кризиса уровень прозрачности снизится, по оценке аналитического центра www.irn.ru, это никоим образом не облегчит существование малых предприятий. Было бы более правильным сохранить старую форму проведения конкурсов, но ввести дополнительные критерии для потенциальных участников. В таком случае это был бы одновременно и открытый конкурс, и конкурс, проводимый между равными участниками, то есть справедливый, как раз такой, какой на словах хочет учредить московское правительство.